Потрогать меч викинга и нарисовать белорусский узор
Как в московском Дворце пионеров отметили День белорусской культуры
ДВА НАРОДА – ОДНА ИСТОРИЯ
В холле перед концертным залом открылось сразу несколько декоративно-прикладных выставок. Самая большая – детские рисунки, посвященные истории Беларуси и России. На стене - Брестская крепость, Курская дуга, городские пейзажи Минска и Москвы, Беловежская пуща и портреты обычных людей. Зрители с помощью стикеров могли проголосовать за понравившуюся картину.
Академику архитектуры Юрию Григорьеву особенно приглянулся рисунок 12-летней Марии Каплиной «Осенняя грусть». Девушка в русском национальном костюме задумчиво прислонилась к пожелтевшей березе...
– Изображение очень символично – видна человеческая усталость от рабочего лета и грусть от предстоящей зимы, – говорит градостроитель.
Неподалеку раскинулась фотовыставка и самого Юрия Григорьева, судьба которого неразрывно связана с Россией и Беларусью. На протяжении полувека архитектор работал над многими проектами в двух столицах Союзного государства. Культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Минске, Деловой и культурный комплекс при Посольстве Республики Беларусь в Москве, памятник защитникам земли Российской на Поклонной горе, скульптура Кирилла и Мефодия – это далеко не полный список.
– Родился я недалеко от Валдайских озер, в Новгородской области. А в 1944 году судьба забросила в Беларусь: после освобождения Барановичей (Брестская область – ред.), отца направили туда на службу. Там прошло мое детство и юность, – рассказывает Григорьев. – После учебы в Московском архитектурном институте вернулся в Минск.
ДЛЯ ВСЕХ НАЙДЕТСЯ МЕСТО
Для детей устроили мастер-класс по рисованию и технике белорусского узора. Под руководством Елены Краснощековой (ученицы заслуженного художника БССР и СССР Владимира Садина – ред.) малыши старательно выводят фигуры белых ромашек и синих васильков. Мамы готовят основу для будущего орнамента. Неожиданно среди начинающих художников «затесался» и папаша троих дочек.
– Давно хотели побывать в Беларуси, все никак не получалось. В интернете услышали о празднике, решили сходить. С удовольствием все распробовали драники и пирожки с картошкой, – говорит Николай Стуколкин, отец семейства из Зеленограда.
Любители рукоделия разглядывали аутентичную вышивку «Белорусские узоры». Самотканые ковры, скатерти и полотенца украшены разноцветными цветами и фигурами. Раньше у белорусов существовала такая традиция: каждая девушка до свадьбы должна была собственноручно вышить сундук такого приданного.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Для мальчишек устроили показательные выступления на мечах, палицах и топорах.Будущим защитникам Отечества показали технику владения холодным оружием, с которыми воевали древние белорусы против иноземных захватчиков: тевтонов и литовских.
– Каролингский меч назван в честькоролевской династия в государстве франков. Этим оружие пользовались викинги и все средневековые воины, рассказывал Григория Якутовский, – рассказывает Григорий Якутовский, руководитель Центра восточнославянской культуры «Купалье». – Двуручный меч использовался для прорубания передних рядов со стороны противника. Это оружие получали немногие воины, самые сильные. Они первыми вступали в бой и брали двойное жалование.
Молодежь постарше, вооружившись смартфонами, взялась снимать коллекцию женской дизайнерской одежды «Династия Тюдоров» модельера-конструктора Светланы Солоничевой и дизайнера Рома Омарова. Роскошные наряды многим пришлись по вкусу.
– Стилизованные костюмы средневековой Англии отражают раскол католицизма и появления англиканства. Например, противостояние династий Алой и Белой розы можно увидеть по бело-красным платьям, – рассказывает Руслан Омиров, выпускник московского Института экономики и культуры. – Женитьбу Генриха VIII символизирует его военный плащ и шесть белых платьев по количество жен. Также сшит костюм Елизаветы I, последней из династии Тюдоров.
День белорусской культуры завершился праздничным концертом. Подарком для зрителей стала премьера двух песен, специально написанных для фестиваля «Мой дом — Москва». Композиции «Наш дом – Москва» и «Славянский союз» написали активисты национально-культурная автономия «Белорусы Москвы» Василиий Ловчиков и Владимир Патрушев.