САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

«Как я стал Идиотом» и спас Пушкина

Молодежный театральный форум «М@рт.контакт» прошел в Могилеве в двенадцатый раз. Форум можно считать союзным. В программе шесть спектаклей из Беларуси, восемь - из России. И только по одному из других стран

Артисты Российского молодежного  театра показали "Горе от ума" XXI века. Молодой француз Антуан (слева), получив несколько дипломов, понимает, что выучился на безработного. Фото: Елена Сальтевская/ ramt.ru

Сориентироваться в мире театральных идей и форм невозможно. Изменился масштаб того, что можно считать театральным событием. Все ждут лидеров, у которых мощная актерская команда, выверенная сценография и музыкальное оформление, исключительная актерская пластика. Нужно ли это молодому поколению, родившемуся на стыке XX и XXI веков? Они растут в эпоху мирового финансового кризиса и с помощью интернета легко узнает все, что хотят.

Произошла резкая смена вкусовых предпочтений. Мы, белорусы, часто сверяем свои предпочтения с Россией. Поэтому жаль, что в последнее время культурный театральный обмен с Россией ограничивается многочисленными антрепризами.

Зрителю, да и самим актерам, режиссерам трудно разобраться в правоте картины жизни, нарисованной на сцене. То она сладостно-романтическая, то уродливая и агрессивная, то раздробленная на клочки аттракционов. Искусство - особая деятельность, которая занимается внутренним миром. Если во время спектакля ничего с душой не происходит, значит, получилась безделица. Посмотрели и забыли. В лучших образцах все иначе: душа очищается, даже если события пьесы полны безысходности.

Справка «СВ»

Международный молодежный театральный фестиваль «M.@rt.контакт» с 2006 года проводится в Могилеве в Областном драматическом театре. Участвуют театральные коллективы из стран СНГ и Европы. В основной программе - постановки по классическим и современным произведениям. Проводятся мастер-классы, лекции и творческие встречи. В этом году отказались от профессионального жюри - победителей решили не выбирать.


«Братья Карамазовы»

«Небольшой драматический театр», Санкт-Петербург, и театр-студия Тheaomai, Вильнюс

Ярче всего природу буйного и страстного русского характера на фестивале раскрыл модный петербургский режиссер Лев Эренбург. У него своя телесно-чувственная эстетика и вольные отношения с классиками. Спектакль вышел интересным, хотя не всегда можно согласиться с его трактовкой.

...Вот в комнате появляются одетые в черное монашки во главе со старцем Зосимом. Рассаживаются среди зрителей. Монашки снимают платки. Оказывается, это и есть героини романа Достоевского - Грушенька, Катерина Ивановна, Лиза Хохлакова...

Эту версию в могилевском Музее этнографии показала режиссер Сильва Кривицкиене. Тринадцать актеров Литовской академии музыки и театра привыкли играть в любых условиях и пространствах, в том числе в тюрьмах, монастырях и храмах. Ребята живут в состоянии эксперимента и поиска. Достоевского начали изучать со второго курса. Постановка насыщена легкой и выразительной пластикой. Сильва воспитала своих учеников на русской классике - Чехове, Горьком.

Текст произносили на литовском языке. На русском пели православные хоралы и читали молитвы. И хотя весь философско-религиозный трактат идет без перевода, все происходящее понятно.

«Как я стал идиотом»

Российский академический молодежный театр, Москва

Режиссер Владимир Богатырев назвал свою постановку «путешествием в глупость». Но зритель ничего глупого там не обнаруживает. Наоборот, это серьезная, умная работа о том, как «омасскультуривают» молодежь. Вот только в веселой игровой стихии, к сожалению, нет отбора и чувства меры: на публику обрушивается агрессия художественных средств современного театра.

«Месяц в деревне»

Театр драмы имени Федора Волкова, Ярославль

Сегодня играть Тургенева почти никто не умеет. В далеком прошлом остался прекрасный, тонкий, истинно русский спектакль Анатолия Эфроса. У режиссера Евгения Марчелли получилась вполне современная комедия, сыгранная сильным актерским составом. Герои спектакля - люди тусовок, которые не знают чем заняться и потому без конца окунаются в любовные романы.

Четкая режиссерская концепция о слабых мужчинах и сильных женщинах находит понимание у публики. Правда, градус смеха в зале так высок, что есть опасность перебора с импровизацией и ухода в эстраду.

«Король умирает», «За закрытыми дверями»

Театр имени Вахтангова, Москва

Литовская режиссура - феномен мирового уровня. Особенно впечатляет работа Римаса Туминаса, руководителя «вахтанговского». Мастер готовит смену - на базе Театрального института имени Щукина создал лабораторию «Ученики Туминаса». Из нее вышли четыре одаренных молодых режиссера. Две их работы показали в Могилеве. 

Выпускники научились выражать автора пьесы, а не себя. Не заниматься режиссурой ради режиссуры, а все отдавать актеру. Спектакли «Король умирает» Анатолия Шульева и «За закрытыми дверями» Хуго Эрикссена погружают в мир абсурдизма. Станут ли талантливые ребята родоначальниками новых театральных направлений? Время покажет....

«Спасти камер-юнкера Пушкина»

Театр «Суббота», Санкт-Петербург

Остроумную и драматичную живую встречу с Пушкиным устроила режиссер Татьяна Воронина. Эта история о том, как наш современник по фамилии Питунин сначала ненавидит поэта, любовь к которому примитивно вдалбливали в школе. Потом проникается его стихами и постоянно размышляет: можно ли было спасти поэта от пули Дантеса? В конце концов и сам герой умирает от выстрела, как раз возле места гибели Пушкина у Черной речки.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ...

Андрей Новиков, директор форума «М@рт. контакт»:

- В этом году было много новых участников - примерно 80 процентов программы. Впервые на фестиваль приехали молодые вахтанговцы, ярославский Театр имени Федора Волкова, петербургский ТЮЗ имени Брянцева. В один вечер на разных площадках проходило по четыре-пять спектаклей. Поэтому мы и решили отказаться от профессионального жюри - нужно быть Фигаро, чтобы посмотреть все постановки. Да и зачем оценивать? Нет цели выбрать лучших и худших. Пусть зритель смотрит разное, развивает вкус и сам решает, что ему интересно.

Сергей Ковалев, белорусский драматург и литературовед, профессор Люблинского университета имени Марии Кюри-Складовской (Польша):

- Здорово, что отменили конкурс. Когда есть жюри, появляется интрига. Но чаще всего спектакли оцениваются не только по эстетическим критериям. На мнение экспертов влияют личные ощущения и вкусы, симпатии и антипатии к режиссерам или актерам. Когда-то на фестивале существовало и молодежное, и профессиональное жюри - их оценки были диаметрально противоположными, но в сумме - более объективными. В следующем году стоит вернуться к этой системе.

И ЗРИТЕЛИ

Елена Борисова, телережиссер:

- Все годы для архива записываю фестивальные спектакли. В этом году - исключение. Не работала, а наслаждалась. Восхитили наши альтернативные молодые белорусы: Дима Богославский со своим «Саша, вынеси мусор», Елена Силутина с «Лондоном» и наш могилевский кукольник Игорь Казаков со спектаклем «Синяя, синяя».

Людмила Щенникова, медсестра:

- Стараюсь смотреть спектакли российских участников форума. Всегда понятные и веселые постановки. В этом году больше всего понравился спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» питерского театра «Суббота». Очень неожиданный взгляд на «наше все».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также