«И ткет, забыв про все, рука... цветок родимый василька»
Слуцкие пояса - один из самых известных брендов республики. Коллекции этих уникальных образцов старинного народного промысла находятся не только в городах Беларуси, но и в Москве - в Государственном историческом музее на Красной площади
СПАСИБО ПЛЮШКИНУ
- Наше собрание Слуцких поясов - самое большое в России, - раскладывая на большом столе шелковые ленты, рассказывает Ольга Гордеева, ведущий научный сотрудник отдела тканей и костюма. - Видите бирочку с надписью «Музей имени Щукина», которая пришита к каждому поясу? Они принадлежали известному купцу Петру Щукину. В конце девятнадцатого века он увлекся коллекционированием и даже основал музей «Российских древностей». В 1905 году, когда в стране было неспокойно, всю коллекцию завещал городу, а Дума, в свою очередь, передала ее Историческому музею.
Слуцких поясов в коллекции Щукина около сорока. Среди них не только полноценные кушаки, но и лоскутки неуцелевших экземпляров.
- Петр Иванович был тем еще плюшкиным: ничего не выбрасывал, - смеется Гордеева. - И, как показало время, оказался невероятно проницательным. Пояса перестали носить еще в 1820-х годах. Щукин был одним из немногих, кто понимал уникальность даже небольших кусочков.
БОГДАНОВИЧ ТОЖЕ ПРАВ
Похожие на Слуцкие пояса элементы одежды, как считают историки, пришли к нам с Востока. Их завозили в Речь Посполитую из Османской империи и Персии. Но в 1758 году князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька организовал свое производство в Несвиже и Слуцке, выписав себе персидского умельца Ованеса Маджаранца. После крещения тот получил имя Ян Маджарский.
Пояса, вытканные из натурального шелка с добавлением металлической нити, надевались мужчинами поверх кунтуша - верхней одежды с откидными рукавами. Аксессуар был по карману далеко не каждому. Бедняки могли всю жизнь копить на один-единственный пояс.
В собрании Исторического музея хранятся в основном односторонние пояса - самые «простенькие». Пределом мечтаний был двусторонний широкий шелковый кушак. Стороной помрачнее надевали на похороны. Поярче - на торжество.
При Яне Маджарском сложился классический тип Слуцкого пояса: узкая кайма, узорные концы с бахромой, а в орнаменте непременно поперечные полосы. Рисунок ткани украшали растительными мотивами. И если на восточных поясах чаще всего встречается изображение гвоздики, то в Слуцке в ходу был родной сердцу василек. По краям вышивалась метка, где или кем изготовлен пояс. Если есть надпись «В граде Слуцком», значит, изделие принадлежало Радзивиллам, если указан автор - пояс находился в собственности мастера.
- Первое время Маджарский отдавал всю продукцию хозяевам. Но через несколько лет заключил новый договор с правом продавать часть поясов. И очень быстро озолотился. Сын Маджарского Леон, продолживший дело отца, обладал огромным состоянием, - рассказывает Гордеева.
Изготовляли пояса мужчины. Но как же тогда знаменитые «Слуцкие ткачихи» Максима Богдановича?
- Основную работу действительно выполняли мужчины - до нас даже дошли имена этих умельцев, - объясняет Ольга Гордеева. - Чтобы заправить станок, просчитав количество ниточек на каждый элемент орнамента, надо обладать не только хорошей подготовкой, но и силой. Хотя не думаю, что сюжет стихотворения - художественный вымысел. Возможно, женщины тоже привлекались к работе. Кто бросал челнок, например, доподлинно неизвестно.
- А в России такие пояса ткали?
- Только односторонние пояса. Но в моде они были недолго. В 1700 году Петр Первый провел реформу дворянского костюма, и этот аксессуар вышел из обихода.
Кстати, одно время пояса ткали и во французском Лионе - эпицентре шелкового промысла, а местные мастера приезжали в Слуцк - обмениваться опытом.
- Не планируете передать коллекцию Беларуси?
- Мы часто отдаем ее на выставки в республику. Белорусы заводили об этом разговор. Во время войны в Минске было утеряно сорок поясов: то ли погибли, то ли немцы увезли. Остался список без подробного описания. Коллеги долгое время думали, что коллекция у нас. Пришлось документально доказывать, что наши пояса к этой истории отношения не имеют.
СПРАВКА «СВ»
Где можно посмотреть Слуцкие пояса
Россия
Смоленский государственный музей-заповедник
Беларусь
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»
Белорусский национальный художественный музей (Минск)
Минский областной краеведческий музей (Молодечно)
Минский музей древнебелорусской культуры
Гродненский государственный историко-археологический музей
Слонимский районный краеведческий музей
Слуцкий краеведческий музей
Купив билет, увидеть реликвии не получится - они скрыты от посторонних глаз в фондах музея. Шелк не терпит света, фотоспышек. Но по особым случаям коллекция экспонируется на выставках.
ЗНАМЕНИТЫЕ СТРОКИ
Максим Богданович
«Слуцкие ткачихи» (1912)
Забыты детские забавы
И гибнет девичья краса.
Они сюда, в неволю взяты
Ткать золотые пояса.
Давно девичьи сны забыты,
Уходят безвозвратно дни.
Свои широкие полотна
На лад персидский ткут они.
А за стеной смеется поле,
Синеет небо, даль видна
И мысль стремится поневоле
Туда, где расцвела весна.
Желтеет рожь в степном просторе,
Синеют мило васильки
И серебром сверкают волны
Меж гор струящейся реки.
Темнеет край зубчатый бора
И ткет, забыв про все, рука
Вместо персидского узора
Цветок родимый василька.
(перевод на русский язык В. Батуро)