В Москве расцвели «Пралескі»
В белорусском павильоне на ВДНХ проходит художественная выставка, посвященная весне и пробуждению природы
«Пралескі» - это подснежники, первые символы пробуждения жизни. В российскую столицу картины привезли с Гомельщины. Более двадцати холстов Василия Пешкуна и Анны Силивончик – известных белорусских живописцев. Они, кстати, семейная пара. Их работы насквозь проникнуты весной – пейзажи лугов, рек и небольших деревушек и рядом – тоже очень в тему – фольклорные мотивы и сказочные образы.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ХВОСТАТЫЙ
– Увидеть выставку можно до 5 апреля. Эти два мастера интересные еще и тем, что работают в совершенно разных направлениях. Василий – реалист, пишет с натуры. Анна специализируется на сюжетных картинах – изображает мир глазами детей, – проводит небольшой экскурс гендиректор павильона «Республика Беларусь» Геннадий Романенко.
– На каких полотнах посетители задерживаются больше всего?
– Особенно популярны две: «Вечерок, костерок» и «Подарок аиста». На первой необычный «котопес» – хвост как у мурки, а уши собачьи. Многие удивляются и гадают, кто же изображен на самом деле, – продолжает Геннадий Михайлович. – На второй – нежная сцена, как у молодой пары появился первенец – подарок от аиста. На эти два полотна уже очередь – многие хотят купить. Цена лота пока в секрете.
МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
У Василия и Анны не только творческий союз. В этом году они отмечают 15-летие совместной жизни. Будущие супруги познакомились в академии искусств. С тех пор не расстаются.
– Анна, невооруженным взглядом видно, что ваши работы совсем другие по творческой манере и стилистике. А вы работаете в одной мастерской? Как взаимодействуете с мужем-художником?
– Не мешаем друг другу. Не в четыре руки над одним холстом. К тому же разные стили исключают творческую конкуренцию. Но если и бывают какие-то спорные моменты, то только по поводу совместных выставок. Иногда приходится хорошенько поломать голову, чтобы экспозиция была продуманной и цельной.
– Как правильно называется направление, в котором вы пишите? Мир глазами ребенка, сюжетная картина… Как по-вашему точнее?
– Не поверите, но четкого определения я и сама не знаю. В холстах присутсвует много разных стилей, но я стараюсь их не называть. Термины и ярлыки ограничивают художника. Мешают развиваться и двигаться дальше. Но я могу с уверенностью сказать: сильнее всего на меня повлияла любовь к наивному искусству и непосредственному детскому творчеству.
– И как же рождаются сюжеты?
– Основой может стать любое событие, которое меня впечатлило. Всегда хочется его зафиксировать. За мольбертом включается фантазия и преобразовывает реальную картинку в символический образ или аллегорический персонаж. У людей вырастают крылья, цветы оживают, а предметы приобретают сказочные размеры.
НАИВНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
– Но ваши картины нельзя назвать детскими. Обнаженные мужчины и женщины…
– Да, они скорее для взрослых, чем для детей. Многие полотна школьник попросту не поймет, а будет стыдливо хихикать: вон голая тетя. Конечно, есть отдельная серия холстов с веселыми зверушками и любимыми сказками. На них детвора реагирует сразу.
– На некоторых вымышленных героях – белорусские костюмы с национальным орнаментом. Это неслучайно?
– Верно, у меня был период, когда белорусскому фольклору и этнографии я посвятила огромное количество работ. В итоге даже вышел сборник народных песен, поговорок и пословиц, где мои картины стали иллюстрациями. Сейчас к этой тематике возвращаюсь иногда под настроение.
– Есть ли у художника любимые картины?
– Это всегда те, над которыми мастер трудится в данный момент. Для меня эта серия работ «Тычинки и пестики». Там я размышляю на ботаническую тему и провожу параллели между жизнью человека и растения.
– Продадите ли московским покупателям "котопса" и молодоженов с первенцем? Как относитесь к работам на заказ?
– Холсты охотно продаю. Но на заказ работаю крайне редко. Соглашаюсь только тогда, когда мне симпатичен заказчик, а его желание совпадает с моим видением.
СЛОВО – РЕАЛИСТУ
В Беларуси солнца мало
Творчество Василия Пешкуна более реалистично. Воспитанный на передвижниках и импрессионистах, мастер работает с натуры.
– Больше всего люблю пейзажи деревушки под Гомелем, где прошло мое детство и летние каникулы. Природа всегда вдохновляет. Многие картины московской выставки как раз списаны с родных мест. В них преобладают сложные смешения коричневых, зелёных и серых цветов, потому что в Беларуси мало солнечных дней как в Италии. Природа изменчива. Сначала я запоминаю состояние, при котором начинал писать и сохраняю в памяти образ, пока не напишу всю работу полностью.