«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку
Громкой премьерой в Гоголь-центре стал спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова
АРОМАТ ВРЕМЕНИ
«Не так уж важны в «Поэме» конкретные лица, важен аромат времени, ведь в «Поэму», помимо всего прочего, вошел огромный пласт культуры целой эпохи…» - Алла Демидова имеет в виду, разумеется, XX век, Серебряный век.
Над сценой, большую часть которой занимает магический шар – те самые ахматовские зеркала. Светится неоном огромная надпись на латыни - Deus conservat omnia («Бог сохраняет всё»). Это девиз на гербе Фонтанного дома в Петербурге, которым начинается «Поэма без героя».
Актриса, неожиданно появившись в зале из боковых дверей, через которые проходили и зрители, очень просто, словно своим задушевным друзьям, начинает рассказывать о похоронах Анны Ахматовой в марте 1966 года. Со слов режиссера Семена Арановича, который снял все на пленку. Она рассказывает, какая напряженная обстановка была на Комаровском кладбище, как авторы некрологов путались в словах, определяя место поэта в русской литературе, как позднее из сейфа исчезла та самая пленка Арановича, а потом неожиданно обнаружилась в Америке… В Штаты, к слову, Бродский приглашал Демидову читать «Поэму» в дни 100-летия Ахматовой.
Закончив рассказ, актриса незаметно начинает читать поэму. То поднимаясь наверх по огибающим шар лестницам, то вновь спускаясь на авансцену. И зрители видят в ней уже не Аллу Демидову, а саму Анну Ахматову, тем более, что пластика актрисы неуловимо меняется. Она своей поступью, обликом и даже будто бы голосом начинает напоминать поэта.
БЕСКОНЕЧНЫЕ ДВОЙНИКИ
Поэма сложна для восприятия. И автор не раз подчеркивала: объяснять ничего не будет. «Написала – как написала». В поэме множество двойников, благодаря зеркалам они «раздваивались» до бесконечности. В персонажах угадывали Гумилева, Блока, Маяковского, Кузмина, ближайших друзей Ахматовой. А на смену им вдруг являлись Коломбина и Пьеро, Анна и Дон Жуан, Демон и Дапертутто.
Воображение автора поэмы легко переносит зрителей из Петербурга 1913-го в 1921-й год, в 1940-й и 1943-й. И в магическом шаре начинают мелькать образы этих времен – Мандельштам, Мейерхольд и десятки других лиц, среди которых различите и лица вождей. На сцене разыгрывается настоящая мистерия, и соединяет зрителей с этими призраками, явившимися из небытия, сама Анна Ахматова.
Вы слышите подлинный гул эпохи…
«И всегда в тишине морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Потаённый носился гул».
…который иллюстрируют Александр Болдачев своей космической музыкой и саунд-дизайнер Даниил Журавлев. Дополняет образы видео-анимация Александра Житомирского.
Связь времен подчеркнута и реальным явлением Коломбины (Светлана Мамрешева), которую Ахматова называет одним из своих «двойников».
«Ты в Россию пришла ниоткуда,
О, моё белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко?
– Петербургская кукла, актерка,
Ты, один из моих двойников».
Ахматова называла «Поэму» «волшебным зеркалом», в котором каждый видит то, «что ему суждено видеть». И для зрителей 21 века «Поэма без героя» неотделима от ахматовского «Реквиема», который стал частью спектакля, и в котором Ахматова сама указала место для возможного памятника – напротив Крестов, где был заключен ее сын.
Более пронзительного спектакля, пожалуй, и не припомнить среди премьер. Каждая строчка в нем – послание. И поэта, и актрисы.
Фото: gogolcenter.com