Шедевр Шишкина "Лес. Ели" едва спасти успели
При задержании банды наркоторговцев белорусский спецназ нашел… украденное полотно великого русского художника
Живописное творение «поджидало» оперативников в весьма неожиданном месте - не в частной коллекции подпольного миллионера, а в холодном гараже в поселке под Минском.
ЛИЦОМ ВНИЗ!
Преступную группировку оперативники вели еще с осени прошлого года. Но форсировать события не торопились, ждали, когда «нагрузятся товаром», чтобы накрыть всю шайку с поличным. И дождались. Условный сигнал о начале операции прозвучал 16 января.
Бойцы спецназа «Алмаз» брали «коробейников» быстро и жестко. Те и охнуть не успели, как оказались лежащими на полу лицом вниз, на руках у них защелкнулись наручники. В гараже стоял автомобиль. В сумке на заднем сиденье машины оказался внушительный ассортимент - 552 таблетки экстази, почти 250 граммов кокаина и свыше 300 граммов гашиша.
Но главный сюрприз был впереди. В багажнике автомобиля под ворохом замасленного тряпья и пустых пластиковых бутылок сыщики обнаружили черный металлический тубус. В таких студенты обычно таскают свои дипломные проекты на листах ватмана. Но у этих «студентов-кайфологов» интерес оказался куда круче. В тубусе, свернутый в аккуратную трубочку, был упакован старинный холст. Развернув его, оперативники сразу поняли, что перед ними не просто картина - живописный шедевр.
БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ
Картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» с мишками на поваленном дереве каждый из нас, что в Беларуси, что в России, знает с детства. Хотя бы по этикеткам легендарных шоколадных конфет.
Рука гениального мастера угадывалась и в обнаруженном пейзаже. А вот еще одна зацепка. В правом нижнем углу отчетливо читалась подпись «И. Шишкинъ. 1897 г.»
- Шедевр Шишкина в плену у «Гашишкина», - так в своем кругу назвали операцию оперативники.
Сюжет детектива обретал новую интригующую линию. Откуда у торговцев наркотой взялось такое сокровище? Предположив, что полотно может быть подлинником, оперативники проверили все поступавшие ранее ориентировки и направили запрос в Интерпол. Чутье не подвело. Это и в самом деле оказалась картина известного русского художника Ивана Шишкина «Лес. Ели».
В 2013 году ее похитили из Вязниковского историко-художественного музея во Владимирской области. Жулики зашли тогда в музей под видом честных «ботаников», купив билеты. После чего спрятались в подсобке. Дождавшись ночи, связали одинокого сторожа и спокойно, без шума и пыли, как говорил один киногерой, вынесли из музея сразу несколько полотен.
Помимо шишкинского шедевра, тогда же пропал «Рыболов» кисти Константина Коровина и «Первый снег» Станислава Жуковского. Стоимость похищенных шедевров составила сумму с шестью нулями в конвертируемой валюте. Одно только полотно Шишкина стоит на аукционах порядка двух миллионов долларов.
ПРОСВЕТИЛИ РЕНТГЕНОМ
- По предварительной информации, картину «Лес.Ели» привезли из России в Беларусь, чтобы показать потенциальному покупателю из Европы. Однако стороны не сошлись в цене, - сообщили в МВД Беларуси.
Оперативники сработали удивительно вовремя. Буквально на следующий день после задержания преступники собирались увезти картину в Москву и продать ее там гражданину одной из стран ЕС за сто тысяч евро и три килограмма кокаина. Знал бы бедный живописец, с чем мешают его творения.
Сейчас картина передана на экспертизу в лабораторию Национального художественного музея Беларуси. В эту лабораторию поступают все полотна и иконы с «сомнительным» происхождением. Экспертиза состоит из нескольких этапов. Первый - рентген, который помогает точно установить время создания полотна.
- Рентгенография показала, что подпись художника была нанесена на холст в то же время, что и масло - то есть в конце XIX века, - рассказал «СВ» заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Алексей Хоряк. - Планируем сделать еще ряд снимков в разных спектрах и сравнить картину с другими полотнами Шишкина из коллекции нашего музея. Проведем инфракрасное исследование. Если потребуется - химический анализ. Для завершения экспертизы нам понадобится еще пара недель. Пока во всяком случае мы не нашли каких-либо факторов, опровергающих авторство русского живописца.
Следователи надеются, что теперь удастся отыскать и другие похищенные картины.
Звонок в музей
Охранять полотно будут круглосуточно
- Вы рады, что картина нашлась? - спросил корреспондент «СВ» у директора Вязниковского музея Лилии Ковалевой.
- Ой, не то слово, - призналась она. - У нас тут же запросили из Минска все данные. Это наш Шишкин - даже не сомневаюсь. Мне, честно сказать, даже плохо стало немного, когда услышала про аукционную стоимость полотна. Два миллиона евро! С ума сойти.
- Как будете охранять такое сокровище?
- Сигнализация у нас есть. Камеры висят во всех залах. Теперь еще поставим круглосуточный милицейский пост, чтобы наверняка обезопасить нашу коллекцию от неприятностей. В моей практике такое впервые, чтобы украденная картина нашлась.
- Хорошая реклама вашему музею получилась - на весь Союз.
- Посетителей здорово прибавилось. Люди приходят даже просто из любопытства, спрашивают, где картина висела. Несколько человек прибежали, едва услышав в новостях о ее находке, уже хотели посмотреть. Пришлось объяснить, что вся процедура по возврату шедевра, включая экспертизу, займет несколько месяцев. Но это не важно. Главное, что полотно нашлось. А то мы уж совсем потеряли надежду.
Где полюбоваться
И в Пуще был, мед-пиво пил...
В каких российских и белорусских музеях можно увидеть картины знаменитого пейзажиста.
Богатейшая коллекция полотен «патриарха лесов» находится в Третьяковской галерее. Здесь и живопись, и графика, и рисунки, и даже офорты с литографиями - всего больше четырехсот работ. Шишкину в Третьяковке посвящен отдельный зал, где неизменно толпятся туристы и школьники, разглядывая «шоколадных» мишек из «Утра в сосновом лесу».
Кстати, ельники и чащи у художника всегда разные. На одной картине - Вятская губерния, на другой - Подмосковье, на третьей - окрестности немецкого Дюссельдорфа.
В Русском музее Петербурга тоже есть на что посмотреть. Тут картины пусть и менее известные, зато самые знаковые. Например, несколько валаамских пейзажей, за создание которых молодого художника наградили стажировкой в Европу. «Лесная глушь», обеспечившая ему звание профессора Петербургской Академии художеств. «Корабельная роща» - картина-завещание, написанная в 1898 году незадолго до смерти.
Третья по величине коллекция хранится в Музее изобразительных искусств Татарстана. Но если уж оказались в Казани, стоит сесть на автобус и добраться до родины Шишкина - Елабуги (примерно в двухстах километрах). Здесь открыт Дом-музей художника: со спальней, мастерской и небольшой картинной галереей.
В Национальном художественном музее Минска больше тридцати работ художника - последние пятьдесят лет их по крупицам выкупали у частных коллекционеров из России и Европы. Есть и узнаваемые «заповедные мотивы»: целая серия картин, написанная после поездки художника в Беловежскую пущу.
В белорусском Полесье Шишкин бывал часто - всегда восхищался красотой здешних мест. А после пленэров заезжал в ближайшие деревни: местные жители его хорошо знали и неизменно угощали свежайшим мясом, парным молоком, тягучим медом и домашним пивом.