Гордей Хомич: Учить падежи тяжело, а понимать Чехова - легко
Лауреат XVI Международного Пушкинского конкурса педагогов-русистов, преподаватель филфака БГУ рассказал, как лучше изучать «великий и могучий»
Звания лауреатов конкурса получили пятьдесят преподавателей русского языка и литературы. Часть наград досталась белорусам, где
русский язык - второй государственный.
- В этом году в конкурсе участвовало рекордное количество стран - 22. Среди них и такие, как Боливия, Австралия и Индонезия. Чем удивили жюри?
- Отправил на суд свое рассуждение «Учебная тревога. Кто и как готовит учителя русского в вашей стране?» Есть чем поделиться, опыт большой: два года преподавал язык в школе, седьмой год - в вузе. Затронул тему современных образовательных технологий. То, что подходит «технарям», для гуманитарных наук губительно. Затронул и тему западных методов, которые активно внедряются у нас. Например, кейс-технологии, проектное обучение. У славян другой менталитет. И когда используются зарубежные ноу-хау, заточенные под другую культуру - хороших результатов не жди. Это все равно что есть русскую уху японскими палочками.
- Как удержать внимание студентов?
- Мой любимый прием - эвристическая беседа. Это метод, который пришел к нам из далекой античности. Ничего лучшего человечество пока не придумало. Занятие выстраивается на беседе преподавателя и ученика. Вовлекаю студентов в диалог, заставляю их думать, рассуждать, а не просто «проглатывать» информацию.
Сейчас многие злоупотребляют современными технологиями. Когда преподаватель просто переключает слайды на компьютере, понятно, что от такого урока будет мало прока. Все хорошо в меру.
- Какие особенности в преподавании русского есть в Беларуси?
- Есть небольшие моменты, связанные с вопросами культуры речи, грамматических и фонетических особенностей белорусов - аканне-яканне, дзеканне-цеканне. Но это не страшно. В целом ситуация благополучна. Судите сами: среди лауреатов конкурса семь человек из Минской, Брестской и Витебской областей.
- Приходится преподавать язык и иностранцам. Тяжело им знания даются?
- Русский язык совсем не простой: падежи, окончания, ударения, бесконечные исключения из правил... Но иностранных студентов это не останавливает. Заметил, что они любят читать в оригинале Достоевского, Толстого и Чехова.
- На что потратите свои призовые 18 тысяч российских рублей?
- Уже потратил. Накупил в Москве книг - художественную литературу, учебную.
- Что советуете читать своим студентам, чтобы понять глубину и красоту языка?
- Безусловно, классику! Я бы посоветовал начать с Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
Справка «СВ»
Пушкинскому конкурсу шестнадцать лет. За это время в нем участвовали больше шести тысяч учителей. Каждый год жюри выбирает авторов лучших сочинений-рассуждений на заданную тему. Лауреатов объявляют в день рождения поэта Александра Пушкина. Цель состязания - поддержать активных и талантливых педагогов-русистов из стран ближнего и дальнего зарубежья.