30 Ноября 2016 года

Народный артист СССР Валентин Елизарьев: Все спектакли посвящаю женщине

Знаменитый хореограф рассказал «СВ», как изменился балет за тридцать лет, что думает о современном танце и почему не может открыть свою академию

Народный артист СССР Валентин Елизарьев: Все спектакли посвящаю женщине

"Спящая красавица" - одна из последних постановок мэтра. Фото: пресс-служба Большого театра Беларуси

РЕБУСЫ НА СЦЕНЕ НИ К ЧЕМУ

- Валентин Николаевич, белорусский театр для многих ассоциируется именно с вашим именем. «Балет Елизарьева» - для вас это что?

- Прежде всего репертуар, который сформировал за 35 лет работы в белорусском Большом. Именно балет стал визитной карточкой нашей страны. На многие спектакли трудно было достать билеты.

- Есть мнение, что в музыке все уже давно написано, в литературе все сказано. А в балете?

- Нас еще ждут открытия. Просто танцем не должны заниматься ремесленники. Нужны талантливые люди, которые способны собрать вокруг себя лучших, предложить интересные темы. Нужны художники, которые имели бы обратную связь со зрителем, а не занимались загадыванием ребусов на сцене.

- Одно время вы хотели создать балетную академию…

- Начальное, среднее и высшее хореографическое образование стоит объединить. Это общемировая практика. Хотелось воплотить такой формат и в Беларуси. Но сказали: нет денег. Поэтому пока проект заморожен.

ЛЮБЛЮ ДУМАЮЩИХ АРТИСТОВ

- Сегодняшние артисты сильно отличаются от тех, с кем работали лет тридцать назад?

- Раньше танцовщики мечтали каждый день выходить на сцену, пробовать себя в новых амплуа, работать с разными хореографами. Сейчас мерило всего - деньги. Я за то, чтобы главным прилагательным в искусстве по-прежнему было слово «художественный», а не «коммерческий». Но не хочу занудствовать. Еще остались люди, которые не так прозаично-практичны.

- Можете описать идеальный тип танцовщика?

- Очень люблю думающих артистов. А не тех, кто просто повторяет, что показываешь. Танцовщик должен наполнять роль своей индивидуальностью. Советы хореографа - одно, а вот как их воспринимает человек - совсем другое.

- Актер и танцор - профессии подневольные. Но ведь хореограф тоже сильно зависит от своих исполнителей.

- Артисты лишь часть большого замысла, а режиссер, хореограф этот замысел реализуют. Конечно, талантливый исполнитель может сделать многое, но сначала-то нужно придумать крепкую конструкцию.

- Вспоминается знаменитая фраза композитора Арама Хачатуряна: «С хореографами хотел бы встречаться только в суде»…

- Ну, это было сказано в сердцах. Арам Ильич угрожал Юрию Григоровичу во время их работы над балетом «Спартак», потому что тот переиначил авторский замысел. Но так как спектакль имел грандиозный успех, композитор не решился судиться...

- Современные постановщики активно стремятся «залезть с ногами» в классику...

- Это беда. Наследие прошлых веков можно чуть-чуть подправлять, но нельзя полностью переписывать. И тем более неприлично ставить свою фамилию под чем-то, что тебе не принадлежит.

МОГ БЫ СДЕЛАТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

- Как у вас складывались отношения с композиторами?

- Всегда работали не меньше трех лет: начиная от замысла и заканчивая партитурой. В современном театре это очень большой срок. Балет - это ведь сотворчество. Вот тому отличный пример: на музыкальной партитуре «Спящей красавицы» написано: «Сочинение господина Чайковского и господина Петипа». Чайковский считал, что это совместная работа, хотя Петипа не написал ни одной ноты. Видите, какое уважение к хореографу!

- Что в вашем портфеле сегодня?

- Мой портфель трещит по швам, настолько он полон! Жизнь после бурного периода работы в театре кажется слишком камерной, спокойной. Хотя преподаю, занимаюсь общественной деятельностью, на многих международных форумах и конкурсах представляю Беларусь. Но считаю, мог бы сделать гораздо больше.

- Какие у вас отношения с руководством театра, в котором вы проработали полжизни?

- Меня туда не приглашают. После того как уволился, ни разу не зашел через служебный вход. С сожалением наблюдаю за тем, что происходит на сцене. Не вижу особых достижений в балете. Репертуар, который я создавал несколько десятилетий, коллеги не стараются сохранить. Неуважение к своим корням, к тому, что делали предшественники, не приведет ни к чему хорошему.

- Зато вас теперь часто можно встретить на театральных премьерах и вернисажах.

- С супругой стараемся быть в курсе всех культурных событий. Если хотите спросить о Театре оперы и балета, наиболее достойными считаю постановки Иржи Килиана. Очень порадовал этот талантливый чех.

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ


«Не идет работа - бери следующий проект»

- То, что создается в муках творчества и то, что на одном дыхании, имеет одинаковую ценность?

- «Тернистый путь» и то, что получается в результате, всегда интереснее. Но даже если спектакль рождается на одном дыхании, это не значит, что его поставил и забыл. Все равно постоянно обдумываешь замысел, проживаешь жизнь персонажей…

- Есть правила, по которым вы работаете?

- Все спектакли посвящаю женщине. Она - начало всех начал. Хотя сюжет может быть абсолютно разным. Ну и всегда старался создавать постановки очень высокого класса.

- Что делать, если пропало вдохновение?

- Если не идет работа - бери следующий проект. Всегда нужно иметь в запасе несколько спектаклей. И по мере своей внутренней готовности начинать над ними работать. А тот, тупиковый, пускай дозревает. Иногда лучше отложить, чем бесплодно себя транжирить.

- В чем секрет успешного спектакля?

- Балет - это многослойное произведение, в котором есть и композитор, и хореограф, и художники, и артисты. И если хоть один из компонентов не дотягивает до определенного уровня, то спектакль неизбежно «поедет» вниз. Магия случается, когда идеи всех создателей сливаются воедино и растворяются друг в друге.

- Вам снятся хореографические сны?

- Цветные! Бывает, даже с музыкой. Просыпаешься - и, кажется, можешь воспроизвести в мельчайших подробностях: все так ярко, так зримо! Но этот тонкий эфир в сознании не удержать, многое сразу забываю.

Народный артист СССР Валентин Елизарьев: Все спектакли посвящаю женщине
Фото: БЕЛТА

ДОСЬЕ «СВ»

Валентин Елизарьев родился в 1947 году в Баку. Окончил Ленинградское академическое хореографическое училище и балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Стажировался в Париже. В 1973 году в 26 лет стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР. Затем работал там же художественным руководителем балетной труппы, директором - художественным руководителем до 2009 года. Народный артист СССР. Профессор Белорусской государственной академии музыки.

Известные постановки: «Кармен-сюита» (1974), «Сотворение мира» (1976), «Тиль Уленшпигель» (1978), «Спартак» (1980), «Щелкунчик» (1982), «Болеро» (1984) и др.



Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Жи-ши – пиши!

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. «СВ» выяснило, где с удовольствием и пользой провести день родного языка

Победителей не выбирают

Юбилейное, 65-е по счету, «Евровидение» прошло в онлайн-формате. Традиционную финальную песню конкурсанты исполнили по видеосвязи, каждый из своей квартиры

В ночной сети

К насыщенной культурной онлайн-программе все уже привыкли. Теперь, чтобы посмотреть новый спектакль или прогуляться по выставке ценители прекрасного отправляются не в театры и галереи, а к домашним компьютерам. Ночь музеев тоже не стала исключением

Чудо-птицы на счастье

Во «Всемирной энциклопедии наивного искусства» имя белоруски Алены Киш стоит в одном ряду с Нико Пиросмани и вышивальщицей Бабушкой Мозес. Ее творчество снова на пике популярности, а часовой завод «Луч» выпустил коллекцию по мотивам ее работ

Мальчишки стояли насмерть

В мае на экраны выйдет фильм «Подольские курсанты». Картина, в которой снялись Сергей Безруков, Евгений Дятлов, Алексей Бардуков, посвящена одному из самых кровопролитных эпизодов битвы за Москву

Боль партизанской мадонны

Для белорусов Михаил Савицкий - больше, чем художник. Он летописец самых горьких и героических событий ХХ столетия. Сюжеты его картин - не выдумка, а часть жизни народа, трагедия и подвиг, ментальный и культурный код. Работы художника стали символом истории страны с миллионами прерванных жизней и искалеченных судеб

Читайте также

Трибуна депутата

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы

Для России качество дорог - давняя проблема. Но вот в 2019 году запущен национальный проект модернизации трасс. Как удалось наладить контроль за качеством, и почему нужно строить трансконтинентальные магистрали вместе с Беларусью? Об этом рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Много предстоит сделать, чтобы окончательно победить эпидемию

Президенты России и Беларуси участвовали в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Обсуждали, как будут восстанавливать рост экономики и решать вопросы, связанные с возникшими социальными проблемами

Союзное государство

Проверка «идеальным штормом»

Что ждет Союзное государство после испытания пандемией, обсудили депутаты, историки, экономисты из Беларуси и России во время видеоконференции «Четверть века вместе»

Экономика: интеграция

Глобальное охлаждение

Как вскоре изменится экономическая карта мира? Что нового будет в Союзном государстве, и как совместная работа поможет выбраться из кризиса?

Туризм

Пять причин прогулятьcя по мистическим местам онлайн

Ох, и засиделись же мы по домам! Так и хочется вырваться из изученной до миллиметра квартиры в края, окутанные тайнами и легендами. Пока же предлагаем приглядеться к вариантам в Сети

Культура

Жи-ши – пиши!

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. «СВ» выяснило, где с удовольствием и пользой провести день родного языка



Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Много предстоит сделать, чтобы окончательно победить эпидемию

Президенты России и Беларуси участвовали в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Обсуждали, как будут восстанавливать рост экономики и решать вопросы, связанные с возникшими социальными проблемами

Трибуна депутата

Ямы да ухабы. А нам нужны хабы

Для России качество дорог - давняя проблема. Но вот в 2019 году запущен национальный проект модернизации трасс. Как удалось наладить контроль за качеством, и почему нужно строить трансконтинентальные магистрали вместе с Беларусью? Об этом рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев

Союзное государство

Проверка «идеальным штормом»

Что ждет Союзное государство после испытания пандемией, обсудили депутаты, историки, экономисты из Беларуси и России во время видеоконференции «Четверть века вместе»

Экономика: интеграция

Глобальное охлаждение

Как вскоре изменится экономическая карта мира? Что нового будет в Союзном государстве, и как совместная работа поможет выбраться из кризиса?

Экономика: интеграция

Ловись рыбка большая, не маленькая…

Осетров и пушных зверей нужно кормить правильно - тогда и на прилавках деликатесы и шубы будут стоить дешевле

Общество

Постояльцы и врачи обсерватора: Родных обнимаем по ватсапу

Прогулки вдоль сигнальной ленты, никакого контакта с людьми. Из развлечений - телевизор, интернет и трудотерапия по собственному желанию. Корреспондент «СВ» посмотрел, как проходят будни изолированных

Общество

Чудо бабушки Пелагеи

По оценкам врачей, в первую очередь рискуют заразиться коронавирусом пожилые люди, те, кому за 65 лет. И тем невероятнее истории стариков, которые смогли вылечиться от недуга

Общество

Перезвон в подарок

Главная православная обитель Беларуси - Свято-Успенский Жировичский монастырь - отмечает 500-летие со дня основания

Общество

Крылатый отец-одиночка и кряканье на самоизоляции

Человек медведю друг, а еще - птицам, тюленям и даже пеликанам. Рассказываем об удивительных случаях, когда люди приходят животным на помощь

Звезды

Маргарита Суханкина: Первые большие деньги спустила на конфеты

С конца 80-х годов ее голос разносился из каждого магнитофона. Звучал на дискотеках. Но… никто не знал о ее существовании. Все думали: поют солистки группы «Мираж» - Овсиенко, Салтыкова и Ветлицкая. О том, почему дарила им голос, а сама оставалась в тени, об интригах в Большом театре и работе на почте артистка рассказала «СВ»