Искусство по карману даже студентам
Новосибирский театр придумал, как привлечь молодежь к опере и балету
Новосибирский театр считается крупнейшим в России (а ранее – во всем СССР) культурным сооружением. Этот сложный, уникальный архитектурный комплекс был построен в 1931—1941 годах, и сегодня имеет статус охраняемого наследия Российской Федерации. В 2005 году Новосибирский театр полностью отремонтировали и теперь он не только самый крупный по размеру, но и едва ли не самый современно оборудованный. Основной зал вмещает 1774 зрителя, предусмотрены места для людей с ограниченными возможностями здоровья.
ПАРТЕР ПО ЦЕНЕ ГАЛЕРКИ
Заходишь в вестибюль и первое, что бросается в глаза, – да тут одна молодежь! Влюбленные парочки, физики, лирики, модные хипстеры…
- Сегодня в театре «студенческая среда», - поясняет Дарья Гербель, студентка Сибирского университета путей и сообщения. - Ребята из разных вузов приехали, чтобы посмотреть «Щелкунчика» в партере, а не на галерке. Мы с подругой давно хотели попасть на знаменитый балет и послушать музыку Чайковского, поэтому заранее позаботились о билетах.
Балет молодежи по карману – оказывается, в Новосибирском «колизее» студенты вузов и колледжей дважды в месяц по средам могут посмотреть лучшие балетные и оперные постановки всего за 300 рублей. Причем выбрать можно любое место в зале.
А еще для студентов у театра есть бесплатная образовательная программа «Открытый НОВАТ». Зрители рассаживаются в партере в уютные «кресла-мешки» и в непосредственной близости слушают известных музыкантов, а также оперное пение с медиаинсталляциями и историческими комментариями. При этом – свободно общаться с участниками и создателями постановок.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Но сегодня ставят «Щелкунчика». Уже – в 113-й раз на этой сцене. Постановщик Игорь Зеленский вернулся к классической хореографии балетмейстера Василия Вайнонена 1934 года, который лично работал с артистами сибирской сцены в далеком 1961 году. Премьера нынешнего балета состоялась 25 декабря 2013 года. До этого спектакль несколько раз «редактировался» грузинскими и петербургскими хореографами.
Теперь главная героиня, как и прежде, засыпает и видит во сне и сказочный бой с Мышиным Королем, и сладкую страну, и первую любовь. Кульминации сказки – девочка преодолевает свой страх и бросает в Мышиного Короля туфельку, спасая Щелкунчика. Но в постановке есть и авторское прочтения – например, действия происходят во дворце и вдруг во всю сцену вырастает огромная рождественская елка. А когда герои путешествуют по странам, используются совершенно разные декорации.
Детские партии танцевали воспитанники Новосибирского хореографического училища и миманс театра. А дирижировал оркестром Новосибирского театра Евгений Волынский, дипломант национальных театральных фестивалей «Золотая маска».
- Постановка очень вдохновляет. Заставляет верить в добро и сказку. Музыка Чайковского – с характером, передает чувства и настроение всех героев, - делятся впечатлениями юные зрительницы.
СПРАВКА «СВ»:
«ЩЕЛКУНЧИК»
Петр Ильич Чайковский написал музыку для одного из самых знаменитых своих балетов в марте 1892 года. Она оказалась сложнее ранних произведений композитора – «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». Музыкальные партии нарушали многие каноны, и критики вопрошали: как под них можно танцевать? А самого автора прозвали «реформатором балетной музыки».
Впервые детская сказка Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге 18 декабря 1982 года. Спектакль выдержал соперничество с оперой «Иоланта» и вскоре стал «гвоздем» сезона. Шел без перерыва на протяжении 30 лет. Потом реставрировался.
В Большом театре в Москве балет не имел такой популярности, как в северной столице. Постановка стремилась к достоверности и житейскому оправданию детских фантазий и снов. И только редактура балетмейстера Василия Вайнонена 1934 года смогла вернуть «Щелкунчику» сказочность и таинственность.