Вместо Канн едем в Минск
В Беларуси проходит 23-й «Листопад»
Нет, речь не о природном явлении - белорусскую столицу, как и российскую, золотая осень давно миновала. На градуснике чуть больше плюса, постоянно идет дождь вперемешку со снегом. Вот уж действительно «унылая пора»: самое время кино смотреть.
Листопад в переводе с белорусского означает «ноябрь». Отсюда и название фестиваля, который ежегодно проводится в начале последнего осеннего месяца. Форум возник в 1994 году. Первое время в нем участвовали только ленты, созданные в странах бывшего СССР, но в 2003-м фестиваль получил статус международного.
Минский киносмотр проходит в конце года, одним из последних. Поэтому в программе - все лучшее прямиком из Канн, Венеции и Берлина. Посмотреть главные новинки можно за вполне разумную цену. Билеты на фестивальные фильмы стоят в среднем 150 российских рублей - в три раза дешевле, чем на Московском кинофоруме.
БЕЗ ШИКА, НО С БЛЕСКОМ
Еще задолго до открытия 23-го «Листопада» организаторы объявили: в этом году придется потуже затянуть пояса. Финансовая ситуация в стране не позволяет провести его с размахом. Поэтому ставку сделали не на ковровые дорожки и приглашенных звезд, а на хорошее кино.
Открывали фестиваль в кинотеатре «Москва». На церемонии вручили первую и самую почетную награду - специальный приз Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». В этом году его удостоился народный артист СССР Геннадий Овсянников. Вот уже шестьдесят лет артист играет в Драматическом театре имени Янки Купалы, снимается в кино. В его творческой биографии больше семидесяти работ на экране, включая ленты «Последнее лето детства» и «Люди на болоте».
Артист, поднявшись на сцену за наградой, в шутку процитировал знаменитую строчку Пастернака:
- Гул затих. Я вышел на подмостки...
«ДНИ, ЧТО СБИЛИ С ТОЛКУ»
Во второй части вечера, которую вели певец, телеведущий Георгий Колдун и актриса Вера Полякова, огласили участников и имена, тех кто попал в жюри.
В главном конкурсе игрового кино участвуют одиннадцать картин. Российских лент среди них не оказалось: как объяснила дирекция, нет в этом году достойных работ. (Интервью с программным директором конкурса игрового кино Игорем Сукмановым читайте в следующем номере «СВ»).
Зато много уже наделавших шума фильмов из Восточной Европы, которая переживает ренессанс кинематографа. Тут и румынские «Сьераневада», «Аттестат зрелости», показанные в Каннах. Эстонские «Дни, что сбили с толку», удостоенные спецприза на кинофестивале в Карловых Варах. Чешская «Я, Ольга Гепнарова», участвовавшая в Берлинском кинофоруме. Судит конкурс международное жюри, которое возглавляет грузинский режиссер, номинант на «Оскар» Заза Урушадзе.
Отдельно от основного конкурса проходит программа «Молодость на марше», где собраны фильмы начинающих режиссеров. Здесь Россия все-таки представлена - фильмом «Зоология» Ивана Твердовского. Картина о женщине, у которой неожиданно вырос хвост, за лето и осень объездила едва ли не все международные кинофорумы.
В конкурсе документального кино российских картин сразу две. Одна из них – «Мой друг Борис Немцов» Зоси Радкевич. Второй фильм «Саламанка» - российско-белорусский проект режиссеров Руслана Федотова и Александры Кулак, посвященный жизни обычных людей в городе на западе Испании.
ПОД ЗАНАВЕС
Без главного «по тарелочкам»...
Все 22 года существования форума, его открывал актер Ростислав Янковский.
Закончилась церемония открытия фестиваля на печальной ноте. Ведущие предложили вспомнить двух выдающихся белорусских кинематографистов. Режиссера Виктора Турова, которому в этом году исполнилось бы восемьдесят лет. И актера Ростислава Янковского, стоявшего у истоков «Листопада» и пятнадцать лет являвшегося его бессменным председателем. Впервые фестиваль проходит без него - народный артист СССР скончался в июне этого года.
В память о актерах актриса Вера Полякова исполнила песню «Куда уходят настоящие мальчишки?» из кинофильма «Каникулы Петрова и Васечкина». Затем на сцене появился Председатель фестиваля, руководитель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько. Чтобы по давней традиции разбить тарелку о штатив кинокамеры.
- Как-то на открытии «Листопада» произошел курьезный случай. Купили дорогую тарелку немецкого производства, а она оказалась... небьющейся! Ростислав Янковский долго мучился, и смог расколоть ее только с третьей попытки.
На этот раз все прошло без сучка, без задоринки: тарелка разлетелась на мелкие осколки сразу после первого удара.
ЗНАЙ НАШИХ!
От «Белорусского психопата» до кумира молодежи
Самую бурную дискуссию у зрителей вызвал конкурс национального кино, который проводится уже в третий раз.
- Говорили, что современного белорусского кинематографа не существует. Но за последние годы ситуация в корне изменилась, - рассказал «СВ» куратор программы Николай Лавренюк.
В конкурсе участвует в основном молодежь: режиссеры до тридцати лет. Среди них и Влада Сенькова с дебютным полнометражным фильмом «Граф в апельсинах», который успел «засветиться» на Московском кинофестивале.
Но безусловный кумир минских зрителей - 22-летний Никита Лаврецкий, чья картина «Белорусский психопат» победила на конкурсе в прошлом году.
Лаврецкий окончил факультет прикладной математики и информатики БГУ. Фильмы снимает с двенадцати лет в жанре мамблкора - практически без денег, с непрофессиональными актерами. В каждой картине Лаврецкого играет его невеста. Одна из последних лент так и называется - «Несколько сцен с моей девушкой Олечкой Ковалевой» (по сути, серия бессюжетных видеофрагментов, снятых на камеру смартфона). В этом году Лаврецкий участвует в конкурсе с картиной «Любовь и партнерство»: о талантливом белорусском блоггере и его девушке.
К молодому режиссеру в Беларуси отношение неоднозначное. Некоторые с упоением смотрят все его ленты, называют «белорусским умницей» и видят в нем нового Феллини. Другие демонстративно хлопают дверью кинозала. В лучшем случае досматривают киноработы до конца, громко и иронично комментируя каждую сцену. Но главное, что на фильмах Лаврецкого неизменный аншлаг – по количеству зрителей вполне сопоставимый все с теми же «гастролерами» из Канн.