Зельфира Трегулова: Музей – уже не царство старушек с пучком на голове
Гендиректор Третьяковской галереи - о том, как в 90-х впервые оказалась в Минске, чему россиянам стоит поучиться у белорусов и что планирует делать через 10 лет.
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси. Рабочая поездка началась в Минске - с визита в Национальный художественный музей. Еще два дня Трегулова провела в Могилеве: возглавляла жюри форума «Музеи Беларуси» и открыла выставку живописи XIX - XX веков в Музее Масленникова. Здесь же, в Могилеве, мы с ней и поговорили.
ГОРОД С ВЫСОТЫ
- Зельфира Исмаиловна, вы в Беларуси впервые?
- Ну, как сказать. Была в Минске два дня в 90-х. Но эту поездку можно не считать - я тогда страну толком и не увидела. Приезжала с профессором университета Хайфы - заниматься изучением творчества Иегуды Пэна (витебский живописец, учитель Марка Шагала. - Ред.).
На дворе стояла Перестройка. И я была озабочена одним вопросом: как этого профессора прокормить. К моему ужасу, он оказался вегетарианцем. А свежих овощей тогда было не достать.
- Но на этот раз успели прогуляться по Минску или Могилеву?
- Времени было не очень много. Но удалось посмотреть знаменитую могилевскую ратушу, которая и несколько раз горела, и в годы Великой Отечественной войны сильно пострадала. А в 1950-х была взорвана. Замечательно, что ее все-таки восстановили. Поднялась на башню, посмотрела на город с высоты - непередаваемые ощущения.
- Вы человек искушенный. Музейный форум в Могилеве какое впечатление произвел?
- Самое главное в таких мероприятиях - атмосфера. Люди общаются, обмениваются опытом, у них рождаются новые идеи.
Приятно удивило, что участвует огромное количество учреждений. И чуть ли не у каждого стенда - неравнодушные, заинтересованные молодые специалисты. Музейный мир меняется, перестает быть царством старушек с пучком. В профессию приходят юноши и девушки, которые прекрасно понимают: здесь много не заработаешь. Зарплаты музейных сотрудников во всем мире не очень высоки. Но этим ребятам важно заниматься искусством, реализовывать свои проекты.
- В России ведь тоже много музейных форумов. Есть разница?
- Российские музейщики стали более жесткими, требовательными к себе и коллегам. С одной стороны, это правильно. Но в то же время мы утратили некую живость, эмоциональность, которую как раз почувствовала на могилевском форуме.
Культура из небытия
- Чему еще российским музеям стоит поучиться у белорусских коллег?
- Меня очень впечатлил Национальный художественный музей. Вот у гендиректора Владимира Прокопцова точно стоит поучиться - умению выстраивать отношения, в том числе и с представителями власти. Объяснять свою позицию, настаивать на своем.
Каждый из белорусских музеев - маленький он или большой - работает над восстановлением той памяти, которая годами разрушалась. Разрыв с прошлым здесь гораздо более ощутимый, нежели в России. В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в Беларуси были утрачены почти все художественные ценности. Музеи создавались из небытия, включая Национальный художественный. Стоит поучиться тому, как белорусы относятся к своему прошлому, как гордятся страной, как стремятся восстановить историю территорий. И, самое главное, делают все, чтобы новое поколение тоже было этим увлечено.
- Тема прошедшего форума - «Музеи в новой креативной экономике». Как думаете, лет через десять какие вопросы будут волновать ваших коллег?
- Ну, креативная экономика будет актуальна и через десять лет. В этом абсолютно уверена. Мне, кстати, очень понравился девиз форума: «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Может, представленные проекты не очень ему соответствовали. Но девиз отражает ту мысль, которая мне близка.
А на ваш вопрос ответить, наверное, не смогу. Вообще лет через десять вряд ли буду директором музея (смеется - ред.). Скорее всего, займусь собственными проектами.
ДОСЬЕ «СВ»
Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге (Латвия). В 1977 году окончила истфак МГУ. В 1981 году - аспирантуру. Работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении имени Вучетича. Была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля, гендиректором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Осуществила ряд кураторских проектов в США, Германии, Великобритании, Италии.
С февраля 2015 года - генеральный директор Третьяковской галереи.