САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Зельфира Трегулова: Музей – уже не царство старушек с пучком на голове

Гендиректор Третьяковской галереи - о том, как в 90-х впервые оказалась в Минске, чему россиянам стоит поучиться у белорусов и что планирует делать через 10 лет.

Гендиректор Третьяковки показывает экспозицию министру культуры России Владимиру Мединскому. ФОТО: Михаил Фролов.

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси. Рабочая поездка началась в Минске - с визита в Национальный художественный музей. Еще два дня Трегулова провела в Могилеве: возглавляла жюри форума «Музеи Беларуси» и открыла выставку живописи XIX - XX веков в Музее Масленникова. Здесь же, в Могилеве, мы с ней и поговорили.

ГОРОД С ВЫСОТЫ

- Зельфира Исмаиловна, вы в Беларуси впервые?

- Ну, как сказать. Была в Минске два дня в 90-х. Но эту поездку можно не считать - я тогда страну толком и не увидела. Приезжала с профессором университета Хайфы - заниматься изучением творчества Иегуды Пэна (витебский живописец, учитель Марка Шагала. - Ред.).

На дворе стояла Перестройка. И я была озабочена одним вопросом: как этого профессора прокормить. К моему ужасу, он оказался вегетарианцем. А свежих овощей тогда было не достать.

- Но на этот раз успели прогуляться по Минску или Могилеву?

- Времени было не очень много. Но удалось посмотреть знаменитую могилевскую ратушу, которая и несколько раз горела, и в годы Великой Отечественной войны сильно пострадала. А в 1950-х была взорвана. Замечательно, что ее все-таки восстановили. Поднялась на башню, посмотрела на город с высоты - непередаваемые ощущения.

- Вы человек искушенный. Музейный форум в Могилеве какое впечатление произвел?

- Самое главное в таких мероприятиях - атмосфера. Люди общаются, обмениваются опытом, у них рождаются новые идеи.

Приятно удивило, что участвует огромное количество учреждений. И чуть ли не у каждого стенда - неравнодушные, заинтересованные молодые специалисты. Музейный мир меняется, перестает быть царством старушек с пучком. В профессию приходят юноши и девушки, которые прекрасно понимают: здесь много не заработаешь. Зарплаты музейных сотрудников во всем мире не очень высоки. Но этим ребятам важно заниматься искусством, реализовывать свои проекты.

- В России ведь тоже много музейных форумов. Есть разница?

- Российские музейщики стали более жесткими, требовательными к себе и коллегам. С одной стороны, это правильно. Но в то же время мы утратили некую живость, эмоциональность, которую как раз почувствовала на могилевском форуме.

Культура из небытия

- Чему еще российским музеям стоит поучиться у белорусских коллег?

- Меня очень впечатлил Национальный художественный музей. Вот у гендиректора Владимира Прокопцова точно стоит поучиться - умению выстраивать отношения, в том числе и с представителями власти. Объяснять свою позицию, настаивать на своем.

Каждый из белорусских музеев - маленький он или большой - работает над восстановлением той памяти, которая годами разрушалась. Разрыв с прошлым здесь гораздо более ощутимый, нежели в России. В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в Беларуси были утрачены почти все художественные ценности. Музеи создавались из небытия, включая Национальный художественный. Стоит поучиться тому, как белорусы относятся к своему прошлому, как гордятся страной, как стремятся восстановить историю территорий. И, самое главное, делают все, чтобы новое поколение тоже было этим увлечено.

- Тема прошедшего форума - «Музеи в новой креативной экономике». Как думаете, лет через десять какие вопросы будут волновать ваших коллег?

- Ну, креативная экономика будет актуальна и через десять лет. В этом абсолютно уверена. Мне, кстати, очень понравился девиз форума: «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Может, представленные проекты не очень ему соответствовали. Но девиз отражает ту мысль, которая мне близка.

А на ваш вопрос ответить, наверное, не смогу. Вообще лет через десять вряд ли буду директором музея (смеется - ред.). Скорее всего, займусь собственными проектами.


ДОСЬЕ «СВ»


Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге (Латвия). В 1977 году окончила истфак МГУ. В 1981 году - аспирантуру. Работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении имени Вучетича. Была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля, гендиректором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Осуществила ряд кураторских проектов в США, Германии, Великобритании, Италии.

С февраля 2015 года - генеральный директор Третьяковской галереи.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин по видеосвязи открыл училище ВМФ, дорогу и социальные объекты на Донбассе и в Новороссии
  2. Песков: в Кремле не знают, что стоит за заявлениями Кулебы, надеются получить разъяснения в ближайшее время
  3. Дмитрий Басков: Надеюсь, что с помощью Blockchain Sports Ecosystem и мы очень многих мальчишек приведем в спорт
  4. Подозреваемый в подрыве автомобиля в Москве задержан в турецком Бодруме
  5. На Кубани выявили продавцов фальшивых лекарств, из-за которых погибли дети
  6. Директор ФСБ Бортников: Подорвавший автомобиль на севере Москвы сбежал в Турцию
  7. России грозит дефицит больших арбузов
  8. Картаполов: закон не запрещает использование электронных гаджетов участникам СВО, а регулирует порядок их применения
  9. Владимир Путин: Необходимо полностью интегрировать задачи восстановления и развития регионов Донбасса и Новороссии в систему обновлённых национальных проектов
  10. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  11. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  12. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду
  13. Участковым больницам разрешат продавать лекарства в населенных пунктах, где нет аптек
  14. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  15. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также