САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Зельфира Трегулова: Музей – уже не царство старушек с пучком на голове

Гендиректор Третьяковской галереи - о том, как в 90-х впервые оказалась в Минске, чему россиянам стоит поучиться у белорусов и что планирует делать через 10 лет.

Гендиректор Третьяковки показывает экспозицию министру культуры России Владимиру Мединскому. ФОТО: Михаил Фролов.

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси. Рабочая поездка началась в Минске - с визита в Национальный художественный музей. Еще два дня Трегулова провела в Могилеве: возглавляла жюри форума «Музеи Беларуси» и открыла выставку живописи XIX - XX веков в Музее Масленникова. Здесь же, в Могилеве, мы с ней и поговорили.

ГОРОД С ВЫСОТЫ

- Зельфира Исмаиловна, вы в Беларуси впервые?

- Ну, как сказать. Была в Минске два дня в 90-х. Но эту поездку можно не считать - я тогда страну толком и не увидела. Приезжала с профессором университета Хайфы - заниматься изучением творчества Иегуды Пэна (витебский живописец, учитель Марка Шагала. - Ред.).

На дворе стояла Перестройка. И я была озабочена одним вопросом: как этого профессора прокормить. К моему ужасу, он оказался вегетарианцем. А свежих овощей тогда было не достать.

- Но на этот раз успели прогуляться по Минску или Могилеву?

- Времени было не очень много. Но удалось посмотреть знаменитую могилевскую ратушу, которая и несколько раз горела, и в годы Великой Отечественной войны сильно пострадала. А в 1950-х была взорвана. Замечательно, что ее все-таки восстановили. Поднялась на башню, посмотрела на город с высоты - непередаваемые ощущения.

- Вы человек искушенный. Музейный форум в Могилеве какое впечатление произвел?

- Самое главное в таких мероприятиях - атмосфера. Люди общаются, обмениваются опытом, у них рождаются новые идеи.

Приятно удивило, что участвует огромное количество учреждений. И чуть ли не у каждого стенда - неравнодушные, заинтересованные молодые специалисты. Музейный мир меняется, перестает быть царством старушек с пучком. В профессию приходят юноши и девушки, которые прекрасно понимают: здесь много не заработаешь. Зарплаты музейных сотрудников во всем мире не очень высоки. Но этим ребятам важно заниматься искусством, реализовывать свои проекты.

- В России ведь тоже много музейных форумов. Есть разница?

- Российские музейщики стали более жесткими, требовательными к себе и коллегам. С одной стороны, это правильно. Но в то же время мы утратили некую живость, эмоциональность, которую как раз почувствовала на могилевском форуме.

Культура из небытия

- Чему еще российским музеям стоит поучиться у белорусских коллег?

- Меня очень впечатлил Национальный художественный музей. Вот у гендиректора Владимира Прокопцова точно стоит поучиться - умению выстраивать отношения, в том числе и с представителями власти. Объяснять свою позицию, настаивать на своем.

Каждый из белорусских музеев - маленький он или большой - работает над восстановлением той памяти, которая годами разрушалась. Разрыв с прошлым здесь гораздо более ощутимый, нежели в России. В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в Беларуси были утрачены почти все художественные ценности. Музеи создавались из небытия, включая Национальный художественный. Стоит поучиться тому, как белорусы относятся к своему прошлому, как гордятся страной, как стремятся восстановить историю территорий. И, самое главное, делают все, чтобы новое поколение тоже было этим увлечено.

- Тема прошедшего форума - «Музеи в новой креативной экономике». Как думаете, лет через десять какие вопросы будут волновать ваших коллег?

- Ну, креативная экономика будет актуальна и через десять лет. В этом абсолютно уверена. Мне, кстати, очень понравился девиз форума: «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Может, представленные проекты не очень ему соответствовали. Но девиз отражает ту мысль, которая мне близка.

А на ваш вопрос ответить, наверное, не смогу. Вообще лет через десять вряд ли буду директором музея (смеется - ред.). Скорее всего, займусь собственными проектами.


ДОСЬЕ «СВ»


Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге (Латвия). В 1977 году окончила истфак МГУ. В 1981 году - аспирантуру. Работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении имени Вучетича. Была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля, гендиректором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Осуществила ряд кураторских проектов в США, Германии, Великобритании, Италии.

С февраля 2015 года - генеральный директор Третьяковской галереи.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также