Посмотреть и не узнать
На Международном театральном фестивале «ТЕАРТ» в Беларуси показали самые яркие спектакли со всего мира.
Международный театральный фестиваль «ТЕАРТ», который завершается в Минске, - событие ожидаемое. Форум проводится в шестой раз и исключает отчетно-конкурсный принцип. Нет жюри. Нет конкуренции. Хотя и есть очевидные «хедлайнеры» - спектакли, от которых многого ждут. Это постоянный участник «ТЕАРТа» - литовский режиссер Оскарас Коршуновас, питерский Юрий Бутусов, театры из Польши, Венгрии, Словении, Франции, Германии, Швейцарии и, конечно же, солидный десант из России.
Концепция фестиваля - только новое, актуальное, многообразие форм и режиссерских решений. Поэтому в десятый или даже сотый раз можно смотреть шекспировского «Макбета» и «Мера за меру», гоголевскую «Женитьбу» и «Последнюю ленту Крэппа» Беккета, «Визит старой дамы» Дюрренматта и «На дне» Горького. Посмотреть и… не узнать пьесу. Порадоваться, что вечная классика звучит современно и заставляет перечитывать оригинал.
Раньше можно было показать курочку, которая несет золотые яйца. Сегодня на сцене может появиться огромное яйцо, рядом холодильник и великан, который ощипывает и разделывает курицу. Мир меняется - и зрители меняются.
Раскладка такова: 10 спектаклей международной программы и 13 - белорусской. Кроме белорусских спектаклей, больше всего постановок по русским пьесам, которые ставят у нас и за рубежом. Для Беларуси очень важно сравнить свои достижения с тем, что происходит в Европе и России.
От республики в этом году участвуют три репертуарных драматических театра: из Минска, Могилева и Бреста. Четыре театра кукол из тех же городов, плюс Гродно.
Один проект хореографический - «Предметный разговор».
Залог успеха- оригинальная афиша. ФОТО: Мария Пучко.
Один проект музыкально-вокальный - «Из жизни насекомых». Две программы белорусского перформанса. Один - специально созданный для форума - «Опиум». В 2016 году спектакль вошел в шорт-лист конкурса новой драматургии «Rемарка» и признан одним из лучших на интернет-портале «Культпросвет». Все проекты создают яркую картину того, что происходит в белорусском театральном пространстве.
Самый большой резонанс вызвали работы белорусских молодых режиссеров и актеров: по поэзии представителя русских ОБЭРИУтов Николая Олейникова «Из жизни насекомых» и по прозе Светланы Алексиевич «Время секонд-хенд». Качественно и спорно прочитаны театрами «Крейцерова соната» Льва Толстого, «На дне» Максима Горького, рассказ Андрея Платонова «Фро».
Режиссер из Санкт-Петербурга Семен Александровский привез моноспектакль «Топливо». Этот проект - документальный, рассказывает о жизни математика Давида Яна, разработчика электронных словарей и зачинателя флешмобов в России.
Московский драматический театр имени Пушкина вместе с режиссером из Великобритании, известнейшим Декланом Доннелланом удивили и порадовали пьесой Шекспира «Мера за меру». А на финал фестиваля приготовлено шокирующее сочинение Юрия Бутусова по пьесе Гоголя «Женитьба».