Сколько Лет, сколько Зям!
На прошлой неделе исполнилось сто лет со дня рождения уроженца Беларуси, народного артиста СССР Зиновия Гердта
Актер появился на свет, когда уездный городок Себеж еще входил в состав Витебской губернии, сейчас он принадлежит Псковской области. Залман Храпинович был младшим, четвертым ребенком в семье. Мама - домохозяйка. Отец сначала был приказчиком в лавке тканей, затем - коммивояжером, управлял бакалейной лавкой. В Себеже будущий артист учился в еврейской школе. А в шестнадцать лет переехал в Москву, где начал играть в театре, взяв псевдоним - согласно одной из версий, по имени русской балерины Елизаветы Гердт.
Творческая судьба актера складывалась непросто. В 1941-м добровольцем ушел на фронт и получил тяжелое ранение в ногу. После одиннадцати операций нога стала короче на восемь сантиметров. До конца жизни Гердт хромал.
Самая главная страница в биографии актера связана с Театром кукол под руководством Сергея Образцова, где он служил почти сорок лет. Его голосом говорило множество кукольных персонажей. Наиболее известная роль - конферансье Апломбов из «Необыкновенного концерта».
В кино Гердт поначалу был тоже за кадром. Занимался дубляжом, а потом и сам стал сниматься в эпизодических ролях. Играл настолько гениально, что режиссеры быстро разглядели талант и стали предлагать роли покрупнее. Кукушник в фильме «Фокусник» и жулик Паниковский в «Золотом теленке» превратили артиста в народного любимца.
Как вспоминают коллеги по цеху, Гердт был человеком очень «любопытным к жизни». Кино и театра ему было мало: артист писал сценарии, работал на телевидении, до последних дней вел авторскую программу «Чай-клуб».
В кругу друзей Гердт был больше известен как Зяма. Точно так же коллеги любя называли критика Зиновия Паперного. Однажды, встретившись с ним за кулисами, Гердт со смехом воскликнул - «Сколько лет, сколько Зям!»
В Киеве недалеко от легендарного Крещатика в 1998 году появился бронзовый Паниковский. А вот самому актеру памятник открыли лишь пять лет назад - на родине в Себеже. Деньги собирали всем городом. Облокотившись на камень, народный артист СССР смотрит куда-то вдаль. Взгляд - чуть отрешенный, узнаваемый. Когда на открытии монумента с него наконец сдернули полог, друзья и коллеги актера в один голос произнесли: «Как же Зямочка похож!»