Юрий Городецкий: Петь - это ненормально! Петь хорошо - тем более...
Солист Большого театра оперы и балета Беларуси рассказал «СВ» о том, как попал в телешоу «Большая опера» российского канала «Культура», о взаимоотношениях со своим голосом и ролях мечты
Новый концертный сезон для Юрия Городецкого станет десятым. В арсенале тенора - жемчужины мирового репертуара, громкие международные победы, престижные стажировки и ангажементы.
8 октября стартует музыкальный телеконкурс «Большая опера». Уже в четвертый раз жюри, куда входят звезды мировой сцены, предстоит выбрать самого талантливого молодого вокалиста.
Два года назад третье место занял солист Большого театра оперы и балета Беларуси Илья Сильчуков. Когда главному театру республики предложили вновь отправить на конкурс своего артиста, дирекция тут же решила: делегируем Городецкого!
ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ
- Юрий, «Большая опера» для вас - счастливая случайность?
- Можно сказать и так. Сам бы никогда не решился подать заявку на этот конкурс. Но судьба подарила счастливый билет.
- Вам не кажется, что вокальные конкурсы превратились в чистое шоу?
- Заметил это еще на оперном конкурсе BBC в Кардиффе: операторы снимают каждый шаг участников. Остаются секунды до выхода на сцену, а в сантиметрах от твоего лица - камера. Фиксируется все: от глотка воды до нервного вздоха.
По сути, получается даже реалити-шоу. Артист превращается в обычного человека с очень земными проблемами - усталостью, волнением. Надо ли это? Думаю, зрителя лучше оставить в плену оперных иллюзий, не стоит раскрывать ему все наши тайны.
- Почему тогда согласились участвовать в телепроекте?
- В таких конкурсах есть и много плюсов. Для молодых артистов это хорошая возможность заявить о себе. Ведь шоу смотрят миллионы телезрителей по всему миру.
- Как готовитесь к съемкам?
- Внимательно посмотрел предыдущие выпуски. Думаю над репертуаром. Пока не имею права раскрывать все секреты. Могу лишь сказать, что будет двенадцать конкурсных дней. Это и день оперных кумиров, и программа под названием «Верди или Чайковский».
С интересом жду выпуска, когда нам придется выступать под «минусовку». Для этого дня выберу что-то из хорошей «попсы» середины прошлого века. Зрителям будет интересно увидеть оперных артистов в необычном амплуа.
- Первый выпуск - самый ответственный. Уже определились, что будете исполнять?
- Для самопрезентации выбрал романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Вещь универсальная и безумно сложная. Но это мой любимый музыкальный фрагмент.
АРТИСТ - КАК ШКОЛЬНИК
- С чего оперный артист начинает работу над ролью?
- С элементарной выучки. Нужно, как школьник, сесть за парту и вызубрить текст. От этого никуда не деться.
- В одном из своих интервью пианист Григорий Соколов очень интересно рассказывал о своих «взаимоотношениях» с роялем. А в каких отношениях вокалисты со своим голосом?
- Иметь инструмент в самом себе - большая ответственность и дисциплина. За десять лет с голосом происходили разные метаморфозы. Иногда он работает, а иногда нет. Вообще петь - ненормально, это не очень естественное человеческое состояние. А петь хорошо - тем более. Если получается, всегда настораживаюсь: «Как я это сделал?»
- Плох тот актер, который не мечтает сыграть Гамлета. Продолжите фразу: плох тот тенор, который не мечтает спеть...
-…Отелло. Если говорить о других ролях - это хрестоматийные Хозе из «Кармен», Канио из «Паяцев». Я бы очень хотел целиком исполнить партию Неморино в «Любовном напитке».
ДОСЬЕ «СВ»
Юрий Городецкий родился в 1983 году в Могилеве. Окончил Могилевский музыкальный колледж и Белорусскую академию музыки. Учился в Высшем институте музыки в Модене (Италия), занимался в Оперной студии Музыкальной капеллы королевы Елизаветы (Бельгия).
В 2012 - 2014 годы - участник Молодежной оперной программы Вашингтонской национальной оперы. С 2006 года - солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.
ФОРМУЛА УСПЕХА
ЧТОБЫ ПОВЕЗЛО, НУЖНО РАБОТАТЬ
- В современном театре очень много говорится об универсальности артиста.
- Оперный певец должен занимать определенную нишу, в противном случае он будет неинтересен. В первую очередь - для оперных функционеров, потому что сразу встает вопрос: «Как тебя рекламировать?» Всеядным быть нельзя.
Лично я сейчас тяготею к творчеству Моцарта. Безусловно, есть еще и русская музыка, мои любимые «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Снегурочка». Их нельзя не исполнять.
- Мир большой оперы сегодня не менее жесткий и жестокий, чем мир большого бизнеса?
- В современном оперном мире нужно постоянно что-то доказывать. Даже самому себе. Просто так никто никуда не позовет, это абсолютный миф! Другое дело, элементарная случайность, примеров которой в истории множество. Но ты всю свою жизнь должен работать на эту самую случайность.
- Есть какая-то своя формула успеха?
- Для того чтобы сохранять вокальное здоровье и творческую форму, нужно постоянно балансировать, быть очень гибким, мобильным. Ведь то, что мы выносим на публику, - это как «план А». Волшебство же начинатся, когда совершенно неожиданно для всех на концерте или на спектакле происходит то, чего невозможно было добиться на репетициях.
Хороший музыкальный момент может перевернуть в жизни очень многое. Жаль только, пленку отмотать невозможно, и каждый раз - как первый. У тебя есть только одна попытка: выходишь и поешь.