САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Ермакова

Мы живем душой, а не машинами и яхтами

Известный российский художник Никас Сафронов рассказал, как стал живописцем, почему любит белорусское искусство и что думает о своих недоброжелателях

Знаменитый художник провел в редакции "СВ" больше двух часов. Фото: Иван Макеев/ kpmedia.ru

Никаса Сафронова
в редакцию «СВ» мы собирались пригласить давно. Однако у художника столь плотный рабочий график, что даже не надеялись быстро уговорить его на интервью. Каково же было наше удивление, когда, узнав о приглашении, незамедлительно ответил: «Конечно, через полчаса заеду - ждите! Я как раз здесь неподалеку...» И действительно приехал.

У МЕНЯ МНОГО ЛЮБИМЫХ МЕСТ В БЕЛАРУСИ

-Беларусь я очень люблю. Чем отличается белорусская живопись от искусства других бывших республик СССР? Тем, что белорусы за время постсоветского периода не разрушили, а сохранили и приумножили свою самобытность. Сколько негатива было вылито на президента Лукашенко, а он все равно стоял и стоит на своем понимании истины. И время показало, что Александр Григорьевич был прав.

- Несколько лет назад вы написали портрет Президента Беларуси. Где сейчас эта работа?

- У Александра Григорьевича. По крайней мере я портрет передал. Пару лет назад приглашал его ко мне на выставку в Минске. Президент собирался приехать. В последний момент не смог, но прислал очень теплую, дружескую телеграмму…

Люблю и уважаю Александра Григорьевича - он личность историческая, яркая, неординарная. Общался с ним несколько раз. Мне хорошо помнится наша первая встреча с ним. Это произошло в 1996 году, на «Славянском базаре». Уже тогда Лукашенко назвал меня великим художником. И он все три года, когда я приезжал на праздник в Витебск, приглашал меня как личного гостя, сидеть рядом.

- В Беларуси у вас есть любимые места?

- Таких мест много. Например, Витебск. Под Витебском находится музей-усадьба Репина «Здравнево» - посвятил этому краю несколько пейзажей.

Вообще, со своей выставкой удалось объехать почти всю Беларусь. Чудесная страна, даже с точки зрения климата. И народ гостеприимный, мудрый, душевный. Как-то в середине 90-х приехал в республику. Иду по улице, останавливают молодые ребята: «Ты чего так волосы отрастил? Подстригись!» Замешкался, объясняю: «Простите, я художник, так в нашей среде принято…» Нравится мне эта их непосредственность.



- Белорусы еще и очень хлебосольные.

- Любимыми драниками часто угощали. Возможно, страна и скромно живет, но достойно и душевно. А это самое главное. Мы должны жить душой, а не машинами и яхтами.

- Российского президента вы тоже не раз писали…

- Путина тоже уважаю не меньше. Если бы не Владимир Владимирович, страна, возможно, окончательно развалилась бы. Только когда к власти пришел по-настоящему сильный лидер, западный мир понял: надо скорее начинать долбить и всеми правдами и неправдами изводить Россию. Слава богу, нашли в себе силы объединиться. Теперь у нас с тем миром началась противоборствующая история.

- Но именно Запад нам обычно ставят в пример.

- Там есть и много хорошего: и литература, и искусство. Возможно, европейцы бережнее относятся к истории, к архитектурным памятникам. А вот у нас многие старинные здания до сих пор в безобразном состоянии. Здесь все происходит стихийно. То сажают деревья, то спиливают, то опять сажают.

Но и за рубежом хватает проблем. Был недавно в Париже: на улице одни арабы да афроамериканцы. Практически никто из них не работает. Сидят на тротуарах в спальных мешках или бездельничают, мотаясь по городу. Продают подделки у Эйфелевой башни. Настоящих французов увидели только вечером после работы.

Мы живем душой, а не машинами и яхтами

Портрет Владимира Мулявина художник написал в 1995 году, а два года назад картину продали на аукционе за 32 тысячи евро. Фото: Пресс-служба Никаса Сафронова

«ДЖОКОНДА» ДО КРАЖИ НЕ СЧИТАЛАСЬ ШЕДЕВРОМ

- Вас считают одним из самых ярких представителей современного искусства. А сами вы как к нему относитесь?

- Современное искусство немножко странное. Хотя кому-то может показаться любопытным. Мне как художнику не интересно. Удивляюсь, как так называемый художник просто водит карандашом по холсту и потом пытается продать свои картины за несколько миллионов. То же самое и с музыкантами, которые могут долбасить молотком по роялю, разбивать его вдребезги, и считают это искусством.

- Что вам интереснее писать - портреты или пейзажи?

- Люблю менять техники и экспериментировать. У меня поэтому три мастерских. В одной работаю в портретном жанре, в другой - создаю картины в духе символизма, в третьей - работаю в направлении Dream Vision, которое сам и придумал. Dream Vision - художественные видения на грани сна и пробуждения, на грани зримого и галлюцинации...

- Бывают случаи, когда работа так нравится, что не можете с ней расстаться?

- Это как красивая дочь: хочешь, чтобы всегда жила при тебе. Но она стареет, красота увядает. Работы, как дети - их надо отпускать на волю. К тому же, я ведь живу за счет продажи картин. Полотна для того и пишутся, чтобы их кто-то приобретал.

Когда только начинал осваивать технику Dream Vision, продавал работы очень дешево. Но они стали быстро распродаваться, и я повысил цену. Все равно продолжают покупать.

Хотелось бы собрать сто своих лучших картин, возить их по миру. Но никогда не знаешь наверняка, что из того, что написал, останется в истории. Кстати, до 1911 года «Джоконда» Леонардо да Винчи даже не входила в список ста шедевров Лувра. Но ее украли из музея. И теперь именно около нее толпятся туристы, а, не напротив, у полотна Веронезе, не менее великого художника.
 
Или вот Брейгель. Его очень ругали соотечественники - за то, что не тем творчеством занимался. А когда умер, забыли аж на 250 лет. Только в XIX веке пришли к выводу, что его картины - истинные шедевры. Искусство, как хорошее вино, должно созреть: накопить энергию, чтобы стать откровением для новых поколений.

Мы живем душой, а не машинами и яхтами

Сафронов не мог не написать портрет великой балерины Майи Плесецкой. Фото: Пресс-служба Никаса Сафронова

НЕУДАЧНЫЕ КАРТИНЫ ЕСТЬ У ВСЕХ

- Шагала вы назвали мошенником…

- Неправда. Никогда не высказываюсь так резко о художниках. Это наверняка выдернуто из контекста. Шагал - хороший колорист, бесконечный фантазер. Да, он действительно в школе больше двойки по рисованию не получал. Но вот уехал в Париж, попал в струю, предложив Франции новое искусство - и оказался очень даже востребованным.

При жизни Шагал был очень практичным человеком. Мне как-то рассказывал о нем мой приятель, художник Юра Купер, который встречался с ним однажды. Это было в 1972 году. Он был вместе с коллекционером Георгием Костаки в Париже в гостях у знаменитого живописца. Шагал подарил Костаки свою большую книгу с автографом. Коллекционер в свою очередь попросил и за Юру: «Молодой парень, подари и ему книгу на память». Шагал долго ходил по комнате в поисках чего-то и, наконец... даровал какую-то маленькую брошюрку. Притом что был очень богатым человеком!

Юра рассказывал также, что стал свидетелем еще одной любопытной сцены. К Шагалу пришли клиенты. Художник позвал посредника и отстраненно вышел из комнаты. А на самом деле все время следил, что происходит в студии. И когда его работник предложил некую сумму за работу, живописец стал крутить у виска: «Идиот, бери больше!». Так что тот еще коммерсант был наш великий соотечественник. Но в этом нет ничего плохого. Что почем продавать - личное дело каждого художника.

- «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…» Согласны с Пушкиным?

- Сто процентов. Я не думаю о деньгах, когда работаю. Без внутреннего горения никогда не сажусь за мольберт. Все мои портреты - психологические, индивидуальные. В каждую работу стараюсь вкладывать всю свою душу. Конечно, случаются и неудачи в работе. Но они бывают у всех художников, даже у Леонардо. И вот сходите на выставку Айвазовского: одна гениальная работа, а рядом - очень посредственная.

- Как думаете, можно считать гением человека, который мастерски копирует гения?

- Скорее всего, с натяжкой. Но сегодня гениальным можно назвать кого угодно. Даже парикмахера, который берет образцы известных моделей и делает красивую стрижку.

В Париже однажды заменили оригиналы на китайские копии и выставили в музее. Только 15% искусствоведов угадали, где подделка. Гениально копировать - это тоже искусство.
 
- Вы очень модный художник. Рассчитываете на достойное место в истории?

- Давно заметил: практически все в свое время модные художники остались в истории: и Рафаэль, и Микеланджело, и Караваджо, и Гойя, и Рембрандт. Древние греки считали: если человек заставил говорить о себе при жизни, его имя будет живо, пока мир существует. Но есть определенное условие: он должен быть математиком, философом, художником, архитектор или композитором.

Наверное, я тоже модный художник. Из-за этого ко мне и претензий много. Часто не имею никакого отношения к работам, которые продаются в интернете от моего имени. Вообще интернетом не пользуюсь. Рассказывали, что в соцсетях 24 аккаунта Никаса Сафронова. В этом и проблема. Из-за таких мошенников у многих складывается неверное впечатление обо мне и о моем творчестве.

Мы живем душой, а не машинами и яхтами

Режиссер Никита Михалков - в образе современной культуры. Фото: Пресс-служба Никаса Сафронова

ИСТОРИЯ УСПЕХА


Все время находился в поиске

- Вы из многодетной семьи. Когда почувствовали в себе художника?

- Художником я чувствовал себя всегда, но состоялся внутренне только когда уже учился на четвертом курсе института. Семья у нас была действительно большая и творческая. Мама замечательно пела, папа играл на аккардеоне и баяне. Один брат занимался фотографией, второй - закончил художественную школу, третий - музыкальное училище, дирижровал. Все талантливые.

В начале своей карьеры уехал из родного Ульяновска в Одессу и поступил в мореходку. Позже понял, что это не совсем мое. Отправился в Ростов - поступать в художественное училище. Поступил, проучился три года и ушел в армию. Уже после армии закончил училище и получил диплом. Пожил несколько лет в Литве - на родине мамы. Когда в 1984 году впервые оказался заграницей, решил изучать школу старых мастеров. В конце 80-х-начале 90-х годов больше уже стал работать в России, где стали очень востребованными сюрреализм, символизм. Позже серьезно занялся портретной живописью. Этот жанр и стал основным моим заработком.

ДОСЬЕ «СВ»

Никас Сафронов родился в 1956 году в Ульяновске. Окончил Художественное училище имени Грекова по классу живописи. Работал в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором. Служил в ракетных войсках Советской армии. Закончил Художественный институт имени Сурикова в Москве. Первая персональная выставка Сафронова состоялась в 1978 году. С 1983 года живет и работает в Москве. Известен как автор портретов артистов, политиков и общественных деятелей. Заслуженный художник России. Академик Российской академии художеств. Профессор Ульяновского университета.

ДОБРЫЕ ДЕЛА


Обязательно нужно делиться

- Вы, как депутат перед выборами - постоянно в разъездах…

- Я не депутат. Я как тот волк, которого ноги кормят. Летаю, открываю выставки, провожу огромное количество мастер-классов…

- Еще и благотворительностью успеваете заниматься.

- Много. И стараюсь это делать как истинный христианин. Все прибыль от моих только что открывшихся платных курсов по рисованию идет на добрые дела. Вчера помог положить в больницу девочку из Рязани, позавчера помог другой девочке из Владимира лечь на операцию. Обязательно нужно делиться заработанным. А если не отдашь хотя бы десятину, то у тебя в жизни все будет не так хорошо, как хотелось бы.

МАСТЕР-КЛАСС


Вдохновение приходит не сразу…

- Не пытались подсчитать, сколько всего у вас картин?

- Сложно сказать: есть законченные работы, есть эскизные. Две тысячи или больше.

- Вы работаете по ночам…

-… и днем не сплю. Потому что иногда то, что сделал ночью, уже при дневном свете надо дописывать. Работаю обычно с 12 ночи до 5 - 7 утра, а в субботу и воскресенье - до 10 - 11.

- Как же при таком графике не растерять вдохновение?

- Великие артисты, играя Гамлета или Короля Лира, о бытовых проблемах не думают. Хотя нужно за квартиру платить, соседи вредят. Если ты хороший актер, то прекрасно умеешь перевоплощаться на сцене. Я сажусь обычно как ремесленник, но всегда заканчиваю как художник. Вдохновение появляется не сразу. Оно приходит во время работы.

- Писатели часто используют литературных негров. У вас не было идеи нанять парочку помощников?

- У меня есть помощник, который покрывает работы лаком, иногда реставрирует картины после выставок. Я люблю писать сам, без чьей-либо помощи. Именно поэтому у меня несколько техник. Это помогает больше и увлеченнее работать. Я вообще люблю работать. Это и мое хобби, и мой заработок. Ни один помощник не сможет залезть тебе в голову и воплотить все, что задумал. Для этого нужно прожить такую же сложную, интересную жизнь.



ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лавров заявил после ударов по Брянской области ATACMS, что Запад хочет эскалации
  2. Белорусские технологии строительства жилья будут использовать в Смоленске
  3. Литва остановила пропуск грузового транспорта на границе с Беларусью
  4. Великобритания выделит 9,5 миллиона долларов на снабжение Украины дронами
  5. Участников СВО освободят от взыскания исполнительского сбора с 1 декабря
  6. Вячеслав Володин: Мы обязаны сделать всё, чтобы память о героях нашей страны жила
  7. Вячеслав Володин: Обеспечение детей-сирот жильем должно быть приоритетом для регионов
  8. Вячеслав Володин поздравил преподавателей высшей школы с профессиональным праздником
  9. Владимир Путин встретился в Кремле с Алексеем Нечаевым
  10. МО РФ: ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по объекту в Брянской области
  11. Александр Лукашенко определил функции и порядок взаимодействия Всебелорусского народного собрания с другими органами власти
  12. Концерн «Калашников» завершает испытания нового барражирующего боеприпаса для российской армии
  13. ЦБ снизит ставку в 2025 г, если не будет дополнительных шоков
  14. Медведев допустил, что Байден решил красиво уйти, забрав с собой часть человечества
  15. Вячеслав Володин обсудил с губернатором Новгородской области оказание поддержки региону

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной больших семей»

И это не фантастика, а - достижимая реальность.

МНЕНИЯ

Джоны — рваные препоны

Олег Зинченко

Байден разрешил Зеленскому весь мир утащить в могилу

Будет ли перевес на стороне противника?

Павел Родионов: Вопрос ребром

Для нас дальнобойные западные ракеты - дело привычное. ВСУ их давно использует в Крыму, Луганске, Мариуполе. ATACMS, которые решился отдать Байден, могут бить на триста километров.

Удар, который в Киеве заслужили

Михаил Васильев

Атакам по украинской инфраструктуре можно было положить конец еще в августе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также