Мы живем душой, а не машинами и яхтами
Известный российский художник Никас Сафронов рассказал, как стал живописцем, почему любит белорусское искусство и что думает о своих недоброжелателях
Никаса Сафронова в редакцию «СВ» мы собирались пригласить давно. Однако у художника столь плотный рабочий график, что даже не надеялись быстро уговорить его на интервью. Каково же было наше удивление, когда, узнав о приглашении, незамедлительно ответил: «Конечно, через полчаса заеду - ждите! Я как раз здесь неподалеку...» И действительно приехал.
У МЕНЯ МНОГО ЛЮБИМЫХ МЕСТ В БЕЛАРУСИ
-Беларусь я очень люблю. Чем отличается белорусская живопись от искусства других бывших республик СССР? Тем, что белорусы за время постсоветского периода не разрушили, а сохранили и приумножили свою самобытность. Сколько негатива было вылито на президента Лукашенко, а он все равно стоял и стоит на своем понимании истины. И время показало, что Александр Григорьевич был прав.
- Несколько лет назад вы написали портрет Президента Беларуси. Где сейчас эта работа?
- У Александра Григорьевича. По крайней мере я портрет передал. Пару лет назад приглашал его ко мне на выставку в Минске. Президент собирался приехать. В последний момент не смог, но прислал очень теплую, дружескую телеграмму…
Люблю и уважаю Александра Григорьевича - он личность историческая, яркая, неординарная. Общался с ним несколько раз. Мне хорошо помнится наша первая встреча с ним. Это произошло в 1996 году, на «Славянском базаре». Уже тогда Лукашенко назвал меня великим художником. И он все три года, когда я приезжал на праздник в Витебск, приглашал меня как личного гостя, сидеть рядом.
- В Беларуси у вас есть любимые места?
- Таких мест много. Например, Витебск. Под Витебском находится музей-усадьба Репина «Здравнево» - посвятил этому краю несколько пейзажей.
Вообще, со своей выставкой удалось объехать почти всю Беларусь. Чудесная страна, даже с точки зрения климата. И народ гостеприимный, мудрый, душевный. Как-то в середине 90-х приехал в республику. Иду по улице, останавливают молодые ребята: «Ты чего так волосы отрастил? Подстригись!» Замешкался, объясняю: «Простите, я художник, так в нашей среде принято…» Нравится мне эта их непосредственность.
- Белорусы еще и очень хлебосольные.
- Любимыми драниками часто угощали. Возможно, страна и скромно живет, но достойно и душевно. А это самое главное. Мы должны жить душой, а не машинами и яхтами.
- Российского президента вы тоже не раз писали…
- Путина тоже уважаю не меньше. Если бы не Владимир Владимирович, страна, возможно, окончательно развалилась бы. Только когда к власти пришел по-настоящему сильный лидер, западный мир понял: надо скорее начинать долбить и всеми правдами и неправдами изводить Россию. Слава богу, нашли в себе силы объединиться. Теперь у нас с тем миром началась противоборствующая история.
- Но именно Запад нам обычно ставят в пример.
- Там есть и много хорошего: и литература, и искусство. Возможно, европейцы бережнее относятся к истории, к архитектурным памятникам. А вот у нас многие старинные здания до сих пор в безобразном состоянии. Здесь все происходит стихийно. То сажают деревья, то спиливают, то опять сажают.
Но и за рубежом хватает проблем. Был недавно в Париже: на улице одни арабы да афроамериканцы. Практически никто из них не работает. Сидят на тротуарах в спальных мешках или бездельничают, мотаясь по городу. Продают подделки у Эйфелевой башни. Настоящих французов увидели только вечером после работы.
Портрет Владимира Мулявина художник написал в 1995 году, а два года назад картину продали на аукционе за 32 тысячи евро. Фото: Пресс-служба Никаса Сафронова
«ДЖОКОНДА» ДО КРАЖИ НЕ СЧИТАЛАСЬ ШЕДЕВРОМ
- Вас считают одним из самых ярких представителей современного искусства. А сами вы как к нему относитесь?
- Современное искусство немножко странное. Хотя кому-то может показаться любопытным. Мне как художнику не интересно. Удивляюсь, как так называемый художник просто водит карандашом по холсту и потом пытается продать свои картины за несколько миллионов. То же самое и с музыкантами, которые могут долбасить молотком по роялю, разбивать его вдребезги, и считают это искусством.
- Что вам интереснее писать - портреты или пейзажи?
- Люблю менять техники и экспериментировать. У меня поэтому три мастерских. В одной работаю в портретном жанре, в другой - создаю картины в духе символизма, в третьей - работаю в направлении Dream Vision, которое сам и придумал. Dream Vision - художественные видения на грани сна и пробуждения, на грани зримого и галлюцинации...
- Бывают случаи, когда работа так нравится, что не можете с ней расстаться?
- Это как красивая дочь: хочешь, чтобы всегда жила при тебе. Но она стареет, красота увядает. Работы, как дети - их надо отпускать на волю. К тому же, я ведь живу за счет продажи картин. Полотна для того и пишутся, чтобы их кто-то приобретал.
Когда только начинал осваивать технику Dream Vision, продавал работы очень дешево. Но они стали быстро распродаваться, и я повысил цену. Все равно продолжают покупать.
Хотелось бы собрать сто своих лучших картин, возить их по миру. Но никогда не знаешь наверняка, что из того, что написал, останется в истории. Кстати, до 1911 года «Джоконда» Леонардо да Винчи даже не входила в список ста шедевров Лувра. Но ее украли из музея. И теперь именно около нее толпятся туристы, а, не напротив, у полотна Веронезе, не менее великого художника.
Или вот Брейгель. Его очень ругали соотечественники - за то, что не тем творчеством занимался. А когда умер, забыли аж на 250 лет. Только в XIX веке пришли к выводу, что его картины - истинные шедевры. Искусство, как хорошее вино, должно созреть: накопить энергию, чтобы стать откровением для новых поколений.
Сафронов не мог не написать портрет великой балерины Майи Плесецкой. Фото: Пресс-служба Никаса Сафронова
НЕУДАЧНЫЕ КАРТИНЫ ЕСТЬ У ВСЕХ
- Шагала вы назвали мошенником…
- Неправда. Никогда не высказываюсь так резко о художниках. Это наверняка выдернуто из контекста. Шагал - хороший колорист, бесконечный фантазер. Да, он действительно в школе больше двойки по рисованию не получал. Но вот уехал в Париж, попал в струю, предложив Франции новое искусство - и оказался очень даже востребованным.
При жизни Шагал был очень практичным человеком. Мне как-то рассказывал о нем мой приятель, художник Юра Купер, который встречался с ним однажды. Это было в 1972 году. Он был вместе с коллекционером Георгием Костаки в Париже в гостях у знаменитого живописца. Шагал подарил Костаки свою большую книгу с автографом. Коллекционер в свою очередь попросил и за Юру: «Молодой парень, подари и ему книгу на память». Шагал долго ходил по комнате в поисках чего-то и, наконец... даровал какую-то маленькую брошюрку. Притом что был очень богатым человеком!
Юра рассказывал также, что стал свидетелем еще одной любопытной сцены. К Шагалу пришли клиенты. Художник позвал посредника и отстраненно вышел из комнаты. А на самом деле все время следил, что происходит в студии. И когда его работник предложил некую сумму за работу, живописец стал крутить у виска: «Идиот, бери больше!». Так что тот еще коммерсант был наш великий соотечественник. Но в этом нет ничего плохого. Что почем продавать - личное дело каждого художника.
- «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…» Согласны с Пушкиным?
- Сто процентов. Я не думаю о деньгах, когда работаю. Без внутреннего горения никогда не сажусь за мольберт. Все мои портреты - психологические, индивидуальные. В каждую работу стараюсь вкладывать всю свою душу. Конечно, случаются и неудачи в работе. Но они бывают у всех художников, даже у Леонардо. И вот сходите на выставку Айвазовского: одна гениальная работа, а рядом - очень посредственная.
- Как думаете, можно считать гением человека, который мастерски копирует гения?
- Скорее всего, с натяжкой. Но сегодня гениальным можно назвать кого угодно. Даже парикмахера, который берет образцы известных моделей и делает красивую стрижку.
В Париже однажды заменили оригиналы на китайские копии и выставили в музее. Только 15% искусствоведов угадали, где подделка. Гениально копировать - это тоже искусство.
- Вы очень модный художник. Рассчитываете на достойное место в истории?
- Давно заметил: практически все в свое время модные художники остались в истории: и Рафаэль, и Микеланджело, и Караваджо, и Гойя, и Рембрандт. Древние греки считали: если человек заставил говорить о себе при жизни, его имя будет живо, пока мир существует. Но есть определенное условие: он должен быть математиком, философом, художником, архитектор или композитором.
Наверное, я тоже модный художник. Из-за этого ко мне и претензий много. Часто не имею никакого отношения к работам, которые продаются в интернете от моего имени. Вообще интернетом не пользуюсь. Рассказывали, что в соцсетях 24 аккаунта Никаса Сафронова. В этом и проблема. Из-за таких мошенников у многих складывается неверное впечатление обо мне и о моем творчестве.
Режиссер Никита Михалков - в образе современной культуры. Фото: Пресс-служба Никаса Сафронова
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Все время находился в поиске
- Вы из многодетной семьи. Когда почувствовали в себе художника?
- Художником я чувствовал себя всегда, но состоялся внутренне только когда уже учился на четвертом курсе института. Семья у нас была действительно большая и творческая. Мама замечательно пела, папа играл на аккардеоне и баяне. Один брат занимался фотографией, второй - закончил художественную школу, третий - музыкальное училище, дирижровал. Все талантливые.
В начале своей карьеры уехал из родного Ульяновска в Одессу и поступил в мореходку. Позже понял, что это не совсем мое. Отправился в Ростов - поступать в художественное училище. Поступил, проучился три года и ушел в армию. Уже после армии закончил училище и получил диплом. Пожил несколько лет в Литве - на родине мамы. Когда в 1984 году впервые оказался заграницей, решил изучать школу старых мастеров. В конце 80-х-начале 90-х годов больше уже стал работать в России, где стали очень востребованными сюрреализм, символизм. Позже серьезно занялся портретной живописью. Этот жанр и стал основным моим заработком.
ДОСЬЕ «СВ»
Никас Сафронов родился в 1956 году в Ульяновске. Окончил Художественное училище имени Грекова по классу живописи. Работал в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором. Служил в ракетных войсках Советской армии. Закончил Художественный институт имени Сурикова в Москве. Первая персональная выставка Сафронова состоялась в 1978 году. С 1983 года живет и работает в Москве. Известен как автор портретов артистов, политиков и общественных деятелей. Заслуженный художник России. Академик Российской академии художеств. Профессор Ульяновского университета.
ДОБРЫЕ ДЕЛА
Обязательно нужно делиться
- Вы, как депутат перед выборами - постоянно в разъездах…
- Я не депутат. Я как тот волк, которого ноги кормят. Летаю, открываю выставки, провожу огромное количество мастер-классов…
- Еще и благотворительностью успеваете заниматься.
- Много. И стараюсь это делать как истинный христианин. Все прибыль от моих только что открывшихся платных курсов по рисованию идет на добрые дела. Вчера помог положить в больницу девочку из Рязани, позавчера помог другой девочке из Владимира лечь на операцию. Обязательно нужно делиться заработанным. А если не отдашь хотя бы десятину, то у тебя в жизни все будет не так хорошо, как хотелось бы.
МАСТЕР-КЛАСС
Вдохновение приходит не сразу…
- Не пытались подсчитать, сколько всего у вас картин?
- Сложно сказать: есть законченные работы, есть эскизные. Две тысячи или больше.
- Вы работаете по ночам…
-… и днем не сплю. Потому что иногда то, что сделал ночью, уже при дневном свете надо дописывать. Работаю обычно с 12 ночи до 5 - 7 утра, а в субботу и воскресенье - до 10 - 11.
- Как же при таком графике не растерять вдохновение?
- Великие артисты, играя Гамлета или Короля Лира, о бытовых проблемах не думают. Хотя нужно за квартиру платить, соседи вредят. Если ты хороший актер, то прекрасно умеешь перевоплощаться на сцене. Я сажусь обычно как ремесленник, но всегда заканчиваю как художник. Вдохновение появляется не сразу. Оно приходит во время работы.
- Писатели часто используют литературных негров. У вас не было идеи нанять парочку помощников?
- У меня есть помощник, который покрывает работы лаком, иногда реставрирует картины после выставок. Я люблю писать сам, без чьей-либо помощи. Именно поэтому у меня несколько техник. Это помогает больше и увлеченнее работать. Я вообще люблю работать. Это и мое хобби, и мой заработок. Ни один помощник не сможет залезть тебе в голову и воплотить все, что задумал. Для этого нужно прожить такую же сложную, интересную жизнь.