А я иду с «ушами» по Москве…
В Москве можно встретить группы странных людей в наушниках, которые то ходят задом наперед, то бегают, то вдруг танцуют в метро. Откуда они взялись? Это выяснили журналисты «СВ»
Август в театре традиционно считается мертвым сезоном: площадки закрываются на каникулы, играют в основном антрепризы. Для тех, кто жаждет приобщиться к искусству и летом, в российской столице появился необычный вариант - пешеходная аудиопостановка Remote Moscow. Организаторы предупреждают: будьте готовы к неожиданностям. Место встречи - Миусское кладбище на севере Москвы.
Проект привезли в Россию из Германии. Этот спектакль-квест придумала компания Rimini Protokoll - группа выпускников одного из немецких театральных институтов. В их копилке уже больше сотни экспериментальных постановок, не говоря уже о франшизах, которые существуют по всему миру, - их количество не берутся подсчитать даже сами авторы.
До России пока добрался только Remote X. Спектакль-«бродилку» пару лет назад опробовали жители Петербурга. А в мае прошлого года прошли первые показы в Москве. В столице проект осуществил выпускник Школы-студии МХАТ Федор Елютин. Став участником аналогичного променада во французском Авиньоне (география Remote X насчитывает около тридцати городов), продюсер загорелся идеей показать спектакль на родине. Как сам признается, долго сомневался, возможно ли осуществить такой проект у нас - в загруженной и подчас агрессивной ко всякого рода экспериментам столице. Но решился и не прогадал. Второй сезон променад держится в топе самых интересных спектаклей Москвы и даже номинировался на премию «Золотая маска» в категории «Лучший эксперимент».
ВАШ МАРШРУТ ПОСТРОЕН
Почему аудиопроменад называют спектаклем, сначала понять трудно. Итак, вы приходите на кладбище, получаете наушники и проездной билет. Там же встречаетесь с еще пятьюдесятью энтузиастами, которые вместе с вами ближайшие полтора часа будут исследовать город. Вместо сцены - столичные улицы, вместо актеров - обычные прохожие, спешащие по своим делам.
Режиссер - робот, который через на-ушники будет курировать ваши передвижения: «Остановитесь, закройте глаза, посмотрите на облака, а затем проследуйте налево…» Почти как навигатор. Подчас «большой брат» будет подкидывать самые нелепые задания. Придется, к примеру, спуститься в подземку и на эскалаторе, прямо в час-пик, изобразить несколько балетных па. В шумном вагоне метро в наушниках робот включит диско-музыку и попросит станцевать на глазах у изумленной публики, а на Страстном бульваре - пробежать стометровку.
Remote Moscow - отчасти экскурсия. Но не в обычном понимании - по главным достопримечательностям столицы, а скорее для тех, кому привычные маршруты успели наскучить. Вряд ли вам приходило в голову перекусить в трапезной на территории заброшенного монастыря или пробраться на крышу ЦУМа.
С другой стороны, этот проект - эксперимент еще и социальный. Проходите по знакомым улицам и скверам, где, казалось бы, знаете каждый кирпичик - но как сторонние наблюдатели. В конце аудиопроменада роли неожиданно перемешаются и актером окажетесь вы сами. «Я - машина, компьютер. Сегодня управлял вашим телом, и вы мне полностью доверяли, как своим многочисленным гаджетам. А если бы попросил вас спрыгнуть с крыши, вы бы спрыгнули?» - на злобу дня спрашивает робот. Финал получается открытым. И, кажется, совсем невеселым.
СВОИМИ СЛОВАМИ
Прогулка до загса довела
Продюсер Федор Елютин рассказал «СВ» о том, как осуществлял этот проект.
- Сложно было договориться с чиновниками и администрациями различных учреждений?
- Город у нас большой, сложный, многоконфессиональный. И, организовывая подобные действа, никогда не знаешь, чьи чувства можешь оскорбить. Со всеми договориться было действительно сложновато. Потратили кучу времени, чтобы объяснить, в чем суть проекта.
- Remote Moscow сильно отличается от аналогичных проектов в Европе?
- Все спектакли совпадают примерно наполовину: действие начинается на кладбище, а заканчивается на крыше. Но города ведь разные, и невозможно использовать один и тот же сценарий. Везде маршрут нужно измерять шагами, сантиметрами, минутами…
- Что придумывали немцы, а что - вы?
- Ребята из Rimini Protokoll - выдумщики, а мы - продюсеры. Немцы приезжали в Москву, изучали город, определялись с локацией. А мы уже ломали голову, как все организовать.
- Участвует в основном молодежь…
- Не соглашусь: проект интересен и моему шестилетнему племяннику, и бабушке, которой скоро исполнится 80. Были случаи, когда молодые люди знакомились во время нашего спектакля и в итоге доходили до загса. Несколько раз нас принимали за сектантов: пытались вызвать полицию.