Екатерина Рождественская: Эльдара Рязанова представляла мрачным, а он как мальчишка!
Известная фотохудожница рассказала «СВ», легко ли работать со знаменитостями, как китайцы были шокированы ее проектом и почему не любит современное искусство
В Национальном историческом музее Беларуси открывается «Моя новая выставка» Екатерины Рождественской. С 9 сентября по 30 октября минчане смогут увидеть сразу несколько проектов фотографа, в том числе и знаменитую «Частную коллекцию», где медийные персоны перевоплощаются в героев картин.
ПИРОЖНЫЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
- Помните, когда впервые оказались в Беларуси?
- Как ни удивительно, лет пять-шесть назад, когда приезжала на открытие своей выставки. Удалось посетить Минск, Витебск, Гомель. Очень понравилось: красиво, и публика приветливая, заинтересованная. Не покидало ощущение, что вернулась в детство. Даже свои любимые советские пирожные нашла - песочные, с розовым кремом.
- У вас часто проходят выставки и за рубежом. У нас, понятное дело, людям интересно посмотреть на знаменитостей в необычных образах. А в Европе кто ваша публика?
- По всему миру живут наши люди, причем в большом количестве. Но интересуются и аборигены. Для китайцев выставка стала потрясением. Для их философии это немного странно - человек примеряет на себя чужую судьбу. Смотрели, качали головами, охали-ахали.
Актриса Алиса Фрейндлих
ИГРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
- С чего обычно начинаете работу? Выбираете картину или героя?
- Сначала надо спросить, согласен ли человек сниматься. Можно быстро выбрать картину, а потом еще пару лет бегать за моделью. Когда обговорены все нюансы, начинаем искать подходящее полотно. Потом готовимся - костюм, грим. А процесс съемки занимает не так много - около часа. И финальный этап - компьютерная обработка.
- Бывали случаи, когда модели сами предлагали картину?
- Конечно, и мне это всегда на руку. Андрей Макаревич видел себя немецким художником Дюрером, потому что его в институте так называли. А Саша Олешко всегда мечтал стать клоуном Олегом Поповым.
- Кто-то из известных личностей удивил?
- Эльдар Рязанов. Почему-то представляла его мрачным дядькой. А на съемку пришел удивительно веселый человек: вел себя по-мальчишески и мило безобразничал. Подружились на всю оставшуюся жизнь. Эльдар Александрович потом еще раз десять участвовал в моих фотопроектах. Таких людей нельзя отпускать - с ними не наговоришься.
- Внешнее сходство действительно важно?
- Большой роли не играет. С таким же успехом можно искать похожих людей на улице и добиваться стопроцентного сходства. Наш проект о другом. Это игра для взрослых. Возможность увидеть себя со стороны, вжиться в другую роль…
Спортсмен Алексей Немов
- Сами себя героем какой картины видите?
- Не думала об этом. Предпочитаю быть по другую сторону объектива.
- Не любите фотографироваться?
- Очень не люблю - идиотская морда (смеется). Когда оказываюсь в кадре, с лица моментально спадает улыбка. А у некоторых она может быть часами приклеена.
ДОСЬЕ «СВ»
Екатерина Рождественская родилась в 1957 году в Москве - в семье поэта Роберта Рождественского и критика Аллы Киреевой. Окончила Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Работала на Гостелерадио СССР, занималась переводами зарубежных передач на русский язык. Переводила художественную литературу с английского и французского языков. Фотографией увлекается с конца 1990-х годов. Автор более 2,5 тысячи фоторабот и тридцати проектов, среди которых - «Частная коллекция», «Ассоциации», «Родня». С 2012 года - главный редактор журнала «Семь дней - ТВ-программа». Почетный член Российской академии художеств.
О МУЗЕЯХ И ПРОСВЕЩЕНИИ
ЛУЧШЕ АЙВАЗОВСКИЙ, ЧЕМ НОВОМОДНОЕ ИСКУССТВО
- Какое у вас любимое направление в живописи?
- Наверное, импрессионизм - там все размытое, немножко не в фокусе, припудрено, мистическое. И можно додумывать, что там, в пруду Клода Моне: какая глубина, какая рыба плавает, есть ли русалки…. Это намного интереснее, чем когда все четко и ясно, как в соцреализме. Изображают человека, который варит сталь. Ну, варит он сталь, и что дальше? Это как эротика и порнография: в порнографии все видно и уже неинтересно. А в эротических снимках - прикрыто, мы можем только догадываться, что там, под одеждой.
Очень люблю Шагала - за его необычность и странность. Нравятся полуфантазийные, мистические сюжеты. Кстати, у папы есть стихотворение «Марк Шагал»: «Он стар и похож на свое одиночество. Ему рассуждать о погоде не хочется…» А я однажды использовала картину «Прогулка» в своем фотопроекте - в образе мужчины и женщины позировал актер Эвклид Кюрдзидис. Он грек по национальности, поэтому получилось смешение: греческого и белорусского.
Режиссер Эльдар Рязанов
- Тогда вам должно нравиться и современное искусство: одни загадки да ребусы…
- Нравится лишь десять процентов: уличное искусство, поп-арт. Когда прихожу в музей, совершенно не понимаю, по каким критериям отбирают эти кучи из папье-маше.
- Современное искусство - это...
- ...вседозволенность и наглость. То, о чем современные художники хотят сказать, не всегда интересно и не всегда понятно. Потому что сделано под кайфом. Разодранные тела, кровь лично меня не вдохновляют.
Гораздо интереснее сходить на ту же выставку Серова и Айвазовского, где все собрано воедино - картины, наброски, документы, письма. И очереди стоят не потому, что пропиарили, а потому что люди хотят окунуться в мир искусства. Хотя окунуться в Айвазовского страшно: очень много воды.
- Но согласны, что музеям сегодня без рекламы и пиара не выжить?
- Уж лучше призывать в музеи, чем в казино. Услышит человек о выставке по радио и придет смотреть. Понравится - заинтересуется искусством. А еще лучше, если зайдет в сувенирный магазин и купит ребенку тетрадку с картиной на обложке. Малыш доволен, заодно и художника запомнит.
Единственное, не понимаю, почему в наших музеях не разрешают фотографировать. От снимков без вспышки картинам вреда не будет. Сейчас ведь все в айфонах и гаджетах. Посмотрел, сфотографировал, выложил в соцсеть - это и реклама, и просвещение.
ПЛАНЫ
Создаю оберточную бумагу
- Не так давно вы запустили свой бренд.
- Это линия фотоодежды. Пару лет назад обнаружила, что по натуре я дизайнер. Нравится все, что связано с полиграфией, печатью. А сейчас придумываю - только не смейтесь - оберточную бумагу. Театр начинается с вешалки, а подарок - с упаковки. Бумага будет в моем любимом винтажном стиле - пожухлая, бежевая... Ориентируюсь на людей, которым это тоже близко. А еще создаю открытки. Хочется, чтобы каждая была уникальной, а не со штампованными, банальными поздравлениями.