Пять новых белорусских писателей, книги которых стоит почитать
«СВ» рассказывает о самых ярких молодых авторах из Синеокой, творчество которых поможет узнать с неожиданной стороны современную белорусскую литературу
Вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич в этом году имело широкий общественный резонанс и заставило многих задуматься, что представляет собой современная белорусская литература. Мы подобрали для вас пять имен, с которыми вам, с большой долей вероятности, будет приятно и полезно познакомиться поближе, а их книги украсят вашу книжную полку и помогут провести несколько уютных вечеров.
АНДРЕЙ ДИЧЕНКО
Сам автор определяет жанр, в котором работает, как «посткиберпанк» или «шаманская метафизика». Если же не вдаваться в такие уж тонкости, то Диченко можно по праву назвать мастером фантастики. Чаще всего в основе его книг лежит катастрофа, глобальный катаклизм, который переворачивает с ног на голову привычное положение вещей. К примеру, сборник рассказов с неожиданным названием «Культ сала» без обиняков говорит – пусть и несколько маргинальным языком (разумеется, намеренно) – о постсоветской действительности.
Самой известной книгой Андрея Диченко можно считать «Минское небо» - роман о столкновении двух миров, реального и виртуального. Получилась такая своеобразная «Матрица», только вместо персонажа Нео – студент истфака Костя Борисевич.
Перу Диченко принадлежит довольно много рассказов, а некоторые из них стали широко известны на западе. Несколько рассказов Андрея включены в программу литературного курса русской и восточно-европейской научной фантастики Суортморт-колледжа (Пенсильвания, США). Имя молодого белорусского автора соседствует с такими глыбами как братья Стругацкие, Станислав Лемм, Карел Чапек и Виктор Пелевин.
Зачем читать? Чтобы снова проговорить травму распада СССР и окунуться в мир «посткиберпанка», что бы это ни было.
ДМИТРИЙ БОГОСЛАВСКИЙ
Произведения Богославского, конечно, лучше смотреть, а не читать. Благо, пьесы молодого драматурга ставят не только в театрах Беларуси, но и в России. Пока главным его достижением считается пьеса «Любовь людей». Первая ее постановка в России прошла не где-нибудь, а на сцене Московского академического театра имени Маяковского. С ней Богославский в 2011 стал настоящим триумфатором фестиваля молодой драматургии «Любимовка».
Сюжет вполне в духе современного театра: главная героиня убивает своего мужа-тирана и выходит замуж за приличного человека. Стоит ли и говорить, что счастья ей это не приносит. Декорациями для драмы служит глубинка, показанная со всей реалистичностью, если не сказать натуралистичностью.
Кстати, у Богославского есть опыт и актерской игры на сцене – он работает в Белорусском государственном молодежном театре.
Зачем читать? Чтобы поразмышлять о современной жизни.
АНДРЕЙ ЛАЗУТКИН
Вообразите сюжет: в Сталинградской битве удача оказалась на стороне гитлеровской Германии, и во Второй Мировой победили они. СССР больше нет, 16 лет спустя после окончания Войны на месте Беларуси – Остланд, провинция Третьего Рейха. В таких условиях живет главный герой дебютной книги выпускника юрфака БГУ Андрея Лазуткина «Полигон». По сути, перед нами классическая антиутопия в душе «1984» Оруэлла или «Мы» Замятина, только вместо абстрактного будущего, будущее вполне исторически просчитываемое.
Изюминкой книги оказывается даже не восстание, которое готовит местное сопротивление (к нему, как и положено, примыкает главный герой). Есть в «Полигоне» еще один пласт: повествование время от времени переносится в наше время и рассказывает о жизни самого автора. Тут его впечатления о поездках в Польшу и Литву, воспоминания о развеселой студенческой жизни и опыт участия в митингах. Как это часто бывает в «литературе двадцатилетних», в центре повествования оказывается фигура автора.
То же мы видим и во второй книге Лазуткина «Политология». Сам писатель или, скорее, его образ, который он старательно конструирует, становится главным героем романа взросления. Классическим романом, правда, «Политологию» не назовешь: книга состоит из трех неравнозначных частей, каждая из которых имеет свое деление.
Зачем читать? Потому что это свежо, ярко, спорно. Не обещаем, что книги вам понравятся, но равнодушными точно не оставят.
РОМА СВЕЧНИКОВ
Литературное творчество Свечникова неотделимо от записей его блога, собственно, из него и родились книги. Несколько лет назад молодой минчанин бросил учебу, закинул в рюкзак ноутбук, фотоаппарат, прихватил все свои невеликие сбережения и отправился в кругосветное путешествие.
Два с половиной года парень ездил по миру. Домой вернулся с таким багажом впечатлений, что грех было бы не использовать их для книги, тем более, что блог Свечникова пользуется большой популярностью.
Путевые заметки получили название «Рома едзе» (в русском варианте – «Рома едет») - такое же, как и онлайн-проект. Впрочем, жанр тревелога выдержан тут не везде, что, несомненно, даже к лучшему. Вместо того, чтобы описывать исключительно красоты одной из 25 стран, где он побывал, Свечников фокусируется на людях, с которыми он там познакомился. В конце концов, посмотреть открыточные виды Лос-Анджелеса или Пекина любой может и в Интернете. Молодой писатель дает нам возможность свернуть с проторенных туристических троп на узкие улочки, где кипит настоящая жизнь, зачастую непредназначенная для того, чтобы ее увидел чужестранец.
Отсюда и череда передряг и проблем, в которые попадает путешественник: аварии и драки, арест и депрессия. Но главное здесь – это ощущение безграничности мира и тех возможностей, что он нам дает.
Зачем читать? Чтобы почувствовать тягу к странствиям.
МАРИЯ ЧЕРЯКОВА И МАРТА ЧЕРНОВА
Этот писательский дуэт подарил нам еще одну книгу, выросшую из Интернета. В 2014 году две девушки стали вести блог «Это Беларусь, детка», и довольно быстро доросли до одноименной книги.
Секрет популярности проекта прост – там все о каждом из нас. В той или иной степени. И это очень смешно. С помощью комиксовых рисунков девушки подмечают такие детали повседневной жизни белорусов, которые людям из других стран могут показаться необычными и необъяснимыми. Хотя, как показывает «Это Беларусь, детка», жители Синеокой не прочь посмеяться над собой.
У авторов весьма свежий взгляд и своеобразная подача. Обе девушки, хоть и родились в Минске, в детстве успели прожить несколько лет за границей, а потом вернулись на Родину. Так что, наверное, поэтому, они подмечают то, что замыленный глаз принимает за не стоящую внимания обычденность. Рисунки в книге «Это Беларусь, детка» - такой же важный элемент как, собственно, и сам текст. Разделение труда в тандеме четкое: Маша пишет, а Марта занимается визуализацией.
Зачем читать? Потому что это очень забавно и очень по-доброму.