САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Мир искусства Льва Бакста

В рамках юбилейного года «СВ» вспоминает основные вехи творчества знаменитого мастера

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Льва Бакста – художника белорусского происхождения, чье имя одинаково известно и на родине, и за рубежом.

Зимой в Национальном художественном музее Беларуси прошла выставка «Время и творчество Льва Бакста». В марте аналогичная экспозиция открылась в Русском музее Петербурга. Москва присоединилась к празднованию в начале июня – около 250 работ выдающегося художника привезли со всего мира в ГМИИ имени Пушкина.

«Мирискусники»

Неизвестно, стал бы Бакст всемирно известным живописцем, если бы в юношеские годы не познакомился с художником Александром Бенуа, который ввел его в кружок «Мир искусства» – самого громкого творческого объединения Петербурга конца 1890-х - начала 1900-х годов. Участниками «Мира искусства» была прогрессивная молодежь, увлеченная живописью, театром, музыкой, литературой и философией.

Среди них оказался и будущий антрепренер Сергей Дягилев, который впоследствии привлек Бакста к работе над «Русскими сезонами».

В знаменитом журнале «Мир искусства», появление которого стало результатом заседаний «невских пиквикианцев», Бакст возглавил художественный отдел: создавал иллюстрации, придумывал оригинальное шрифтовое оформление. В итоге журнал об искусстве и сам оказался произведением искусства. Каждый материал сопровождался рисунками, орнаментами, виньетками, чаще всего, навеянными античной культурой, к которой Бакст, как и многие другие художники, был неравнодушен. Такое внимание к иллюстративному материалу было несвойственно изданиям конца XIX века, поэтому «мирискусников» с полным правом можно назвать первопроходцами в русском полиграфическом дизайне.

Мир искусства Льва Бакста

Обложка журнала «Мир искусства» (1902)

Мастер социальных «масок»

О Баксте как о талантливом портретисте заговорили после первой выставки «Мира искусства», где он представил портрет Александра Бенуа, сидящего в кожаном кресле и увлеченного чтением. Позади художника, на шкафу, Бакст «поместил» предметы, которые точнее всего характеризуют личность его товарища: папку с рисунками и старинный портрет Императрицы Елизаветы Петровны в золотой раме (Бенуа увлекался XVIII веком). Эта картина оказалась наиболее удачным изображением художника. Спокойный, слегка отрешенный, взгляд, помятый костюм, небрежно причесанные волосы – таким Бенуа и запомнился современникам.

Приблизительно в то же время Бакст написал «Портрет С. П. Дягилева с няней», который считается едва ли не вершиной творчества художника в этом жанре. На картине Бакст противопоставил два возраста: энергичную молодость, воплощенную в нетерпеливой позе Дягилева, и спокойную, покорную старость, олицетворением которой стала няня, один из самых близких людей в жизни антрепренера.

Создавая портеры, Бакст не стремился к психологичности – его волновала не столько душа, сколько социальная «маска» героя картины. Позже, переключившись на работу в театре, Бакст почти перестал писать портреты.

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906)

Проснуться знаменитым в Париже

И в России, и за рубежом Бакста знают, в первую очередь, как театрального художника дягилевских «Русских сезонов» – грандиозных зарубежных гастролей артистов балета и оперы в Париже, Лондоне и других городах. Придумывать декорации и костюмы Бакст начал еще в Петербурге, время от времени сотрудничал с Императорскими театрами. Но для консервативной казенной сцены его идеи были слишком передовыми – до конца XIX века художественному оформлению спектаклей не придавалось особого значения. В балетах «Русских сезонов» Баксту удалось переломить ситуацию: декорация не только перестала быть второстепенным элементом, но и подчинила себе все остальные части постановки.

В Париже художник проснулся знаменитым, а спустя несколько лет даже удостоился ордена Почетного легиона. Рукоплескали Баксту и в других странах, куда приезжала с гастролями антреприза Дягилева. Оформив балеты «Клеопатра» и «Шехерезада», он открыл европейскому зрителю искусство Востока, которым увлекался долгие годы.

Еще одной важной темой в творчестве Бакста оставалась Древняя Греция. Свои впечатления от знакомства с культурой этой страны художник воплотил в балетах «Послеполуденный отдых фавна», «Орфей», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя».

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехерезада» (1910)

Мода как творчество

Балетные спектакли «Русских сезонов» оказали влияние не только на театральный мир, но и на модную индустрию 1910-х годов: дамы высшего света поголовно облачались в восточные одежды, а ателье в срочном порядке закупали километры шелка, забрасывая Бакста предложениями о сотрудничестве.

На одно из них – от известного Ателье Жанны Пакен – художник ответил согласием и создал коллекцию вечерней и дневной одежды для парижских модниц. При этом многие коллеги Бакста с неодобрением относились к этой затее – в творческой среде дизайн одежды считался занятием недостойным. Но художника прельщали не деньги и слава: для него создание повседневных нарядов было таким же творчеством, как и работа в театре. Более того, отсутствие литературно-исторического контекста давало ему бóльшую возможность экспериментировать со стилями, цветами и тканями.

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст. Женский костюм – шелк, ламе, металлизированное кружево, отделка букетами из искусственных цветов (1921)

Литература и ностальгия

Мало кому известно, что Бакст занимался еще и литературным творчеством. Ему принадлежат многочисленные статьи и эссе об искусстве, балетные либретто и несколько художественных произведений. В 1907 году живописец исполнил свою давнюю мечту и отправился в Грецию вместе со своим ближайшим другом Валентином Серовым. За месяц исколесив Элладу вдоль и поперек, Бакст вернулся домой с серией очерков «Серов и я в Греции», которые высоко оценили его друзья и знакомые. Иван Бунин, например, отмечал, что это «чудесная книга, где все видишь, все обоняешь, все осязаешь…».

Незадолго до смерти художник написал еще одно произведение. Несмотря на востребованную и сытую жизнь за границей, Бакст часто тосковал по родине. Воспоминания о юношеских годах вылились в автобиографический роман «Жестокая первая любовь», который был напечатан в Париже незадолго до его смерти.

Мир искусства Льва Бакста

Л. Бакст. Путевые заметки «Серов и я в Греции» (1923)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также