Александр Сидоренко: Интерес публики остается неизменно высоким
Свое 25-летие “Славянский базар” встретил в статусе фестиваля фестивалей — в прошлом году витебский форум возглавил Всемирную ассоциацию фестивалей (ВАФ), а генеральный директор ГУ “Центр культуры “Витебск” Александр Сидоренко стал ее президентом
— Александр Петрович, уровень “Славянского базара в Витебске” растет с каждым годом. Что стало шагом вперед на этот раз?
— Движением вперед я назвал бы развитие межкультурного сотрудничества. На 25-й “Славянский базар” приехали гости из сорока стран — форум шагнул далеко за границы славянского мира. Интерес к нам проявляют на всех континентах, и это заслуга самого фестиваля. Сегодня “Славянский базар” — это бренд и веха в современной культурной жизни, а ВАФ сделала его рамки еще шире.
— Всемирная ассоциация фестивалей проведет в Витебске свои мероприятия.
— Состоится специальная сессия совета директоров Всемирной ассоциации фестивалей и Международная конференция “Фестивальное движение. Традиции и новации”.
Приедут организаторы крупных масштабных проектов. К вступлению в ВАФ готовятся фестивали из России, Латвии, Украины, Мальты, Италии, два фестиваля из Израиля. Поверьте, практикам интересно увидеть, как мы работаем. Форумы, которые собирают продюсеров и исполнителей, везде проходят на коммерческой основе, а в Витебске максимально благоприятная обстановка для общения, представления проектов и открытия новых имен.
— Стал ли фестиваль рентабельным мероприятием?
— Времена, когда львиную долю расходов фестиваля обеспечивал бюджет, давно позади. Если раньше это было 80 процентов, то теперь на оборот: 90 процентов средств фестиваль зарабатывает сам. Только на депозитах после первых продаж билетов заработали около 500 млн рублей. В прошлом году окупаемость “Славянского базара” была самой высокой за его историю — 88,5%. И это удивительно: на протяжении календарного года шло снижение спроса на культурные мероприятия, а фестиваль вопреки ожиданиям побил рекорд по наполняемости залов.
— У спонсоров, я так понимаю, теперь тоже непростые времена?
— Со спонсорами и партнерами фестиваля 2016 мы начали работать с августа 2015 года. Сумма рекламных договоров превышает 4,5 млрд рублей. Выгодные условия для привлечения артистов появились благодаря тому, что “Славянский базар” в течение года транслируется на популярных музыкальных каналах Europa Plus TV, “Шансон ТВ”, в этом году добавится и MUSICBOX GROUP. Впервые после длительного перерыва один из центральных украинских каналов намерен показать основные события фестиваля.
— Как вы относитесь к критике, которая звучит в адрес фестиваля?
— Есть такая белорусская поговорка “Людей слухай, а свой розуммай”. Точно знаю, что, кроме определенного круга людей, которые разбираются в фестивальной кухне, никто до конца не понимает процесс подготовки такого масштабного мероприятия. К сожалению, чаще высказываются поверхностные точки зрения. Хороших критиков, которые всерьез оценивают события фестиваля и чье мнение действительно может нам помочь в работе, очень мало.
— Для вас фестиваль — это тот праздник, который вы делаете нам, зрителям. А сами что то успеваете посмотреть?
— Мне кажется, я уже все пересмотрел. Накануне нашей беседы мы как раз работали над прогоном концерта открытия. И, конечно, впечатления и ощущения, которые испытываешь на концерте как рядовой зритель, коренным образом отличаются от тех эмоций, которые испытывает организатор.