Найти «графа в апельсинах»
Во внеконкурсной программе 38-го Московского международного кинофестиваля впервые за много лет участвовал белорусский фильм - драма о подростках. Молодой режиссер Влада Сенькова рассказала «СВ» о работе над проектом
МЕСТО В ТИТРАХ НЕДОРОГО
- Влада, расскажите, как переводчики-лингвисты вдруг становятся режиссерами?
- В университете учила языки, но всегда испытывала тягу к писательству. И после того, как получила диплом, решила развивать эту склонность. Пошла учиться на сценарный курс в киношколу режиссера Андрея Полупанова. Но быстро поняла: не хочу, чтобы по моим текстам снимал кто-то другой. И выучилась на режиссера. «Граф в апельсинах» - первая полнометражная работа.
- Во ВГИК не думали поступать?
- Переезд в Москву, конечно, открыл бы много возможностей. Но мне бы не хотелось покидать родину. Если говорить о современном кинематографе, в Беларуси - поле непаханое: есть талантливые ребята, снимай не хочу. Другое дело, куда это потом пристраивать… Продвигать авторское кино всегда сложно. А уж начинающим режиссерам тем более - об окупаемости и речи быть не может.
- Простите за нескромный вопрос, но на что вы живете?
- До недавнего времени работала в детском центре - проводила развивающие игры на английском языке. Периодически перевожу тексты, даю частные уроки.
О чем фильи
Пятеро белорусских подростков отправляются на дачу отмечать день рождения. Один из героев берет с собой младшую сестру. Ночью молодежь бурно отмечает праздник, а на утро обнаруживает, что ребенок пропал.
- Но ведь, работая фрилансером, денег на полнометражный фильм не заработаешь.
- В Беларуси есть госпрограммы, которые поддерживают режиссерские дебюты. Загвоздка в том, что это должно быть кино на откровенно патриотическую тематику, которая мне не очень интересна.
Когда приступала к съемкам «Графа», мама продавала квартиру в Витебске. Мне и брату досталось по тысяче долларов. Брат потратил деньги на отдых, а я - на фильм. Этих средств, конечно, не хватило. Пришлось искать нестандартные варианты. Наша команда - первая в Беларуси, кто с помощью краудфандинга (сбор средств в интернете. - Ред.) смогла собрать деньги на кино.
- Много?
- За месяц на «шкурки от апельсин» собрали чуть больше двух тысяч долларов. У нас была хорошая пиар-кампания. Ведь просто так деньги не соберешь. Привлекли СМИ, устроили флешмоб: фотографировались с агитплакатами «Купляйце беларускае», «Место в титрах дешевле, чем место на Марсе», «Новый айфон устареет - кино станет классикой». А потом нам помогло частное лицо.
НЕ БЕЛОРУССИЯ, А БЕЛАРУСЬ!
- Где актеров нашли?
- Все ребята - из киношколы, где я училась. Очень талантливые артисты, душой болели за картину. Одна из актрис предложила снимать фильм на своей даче. Съемки проходили пять дней в неделю: с понедельника по пятницу, потому что на выходные приезжала ее мама.
Не обошлось и без курьезов. Помните, в фильме сосед ругается на подростков из-за шума? Так вот, это не вымысел. К нам действительно приходил дачник, который думал, что снимают «клубничку», и грозился судом. Мы записали его монолог и вложили в уста героя.
- В фильме много национальных элементов - герои часто переходят на мову, поют народные песни, патетично говорят о родине… Специально делали на этом акцент?
- Отчасти да. В картине есть сцена, где фоном идет радиопередача: обсуждается, как правильно говорить - Белоруссия или Беларусь. Для меня этот вопрос принципиально важный. Мы живем в Республике Беларусь, но старшее поколение до сих пор считает, что в Белоруссии. И Чехию называет Чехословакией.
С другой стороны, постоянно ловлю себя на том, что и говорю, и думаю на русском. И это неправильно. Я за то, чтобы культура не умирала, проявлялась, развивалась.
- На Московский кинофестиваль сложно было пробиться?
- Когда фильм вышел в белорусский прокат, критики премьеру проигнорировали. А на закрытом показе в Вильнюсе нас заметили Ася Колодижнер и Петр Шепотинник, члены отборочной комиссии ММКФ. Предложили подать заявку на участие в фестивале. В основной конкурс не попали, но для меня и показ в рамках программы «Спектр» - большой прорыв.
- Какие современные режиссеры вам нравятся?
- Уважаю Кирилла Серебренникова, Василия Сигарева, Ксавье Долана, Паоло Соррентино, Уэса Андерсона. Но больше всех люблю Андрея Звягинцева. Однажды он приезжал к нам на фестиваль «Лiстапад» и подписал книжку. Надеюсь, когда-нибудь встретимся на съемочной площадке.
Досье «СВ»
Влада Сенькова родилась в 1986 году в Витебске. Окончила Белорусский государственный университет по специальности «переводчик-компьютерная лингвистика» и Минскую киношколу-студию режиссера Андрея Полупанова. Первое время работала сценаристом короткометражных фильмов.