«Дорога к матери»: через Беларусь в Казахстан
Во внеконкурсной программе «Спектр» 38-го Московского кинофестиваля показали историческую драму Акана Сатаева «Дорога к матери» (Казахстан). Режиссер после гала-показа срочно улетел на съемки, а о том, как снимали фильм в Беларуси, «СВ» рассказала продюсер Светлана Коротенко
- Есть ли реальный прототип у главного героя вашей ленты Ильяса, которого судьба ребенком разлучила с матерью, и он на протяжении 40 лет искал дорогу к ней?
- Началось все с того, что Акан Сатаев поделился с генеральным продюсером Алией Назарбаевой преданием из родного аула – о том, как одна женщина ждала сына с войны под тем деревом, где они расстались. Дело в том, что в Казахстане все легенды из уст в уста передаются от старших поколений к младшим, и на этих сказаниях воспитывается молодежь. Со временам у каждого из нас происходит переоценка ценностей, и очень важно знать историю своей страны, понимать, что было до тебя, чтобы правильно сделать следующий шаг. Думаю, именно в такой момент и встретились Алия Назарбаева и Акан Сатаев: обсудив тему, они решили, что фильм, в центре которого история казахского народа, необходим современникам.
События разворачиваются на фоне непростого времени: эпоха коллективизации, джут (голод, связанный с падежом скота, когда нет растительности), военные и послевоенные годы. Главный герой картины проявляет невероятную стойкость духа, мужество, небывалую самоотверженность. Он проходит через детдом, войну, плен, советский лагерь, но находит дорогу к матери. Неслучайно в картине звучит фраза – «Только тот достигает счастья, кто живет с открытой душой».
Что очень важно, в фильме показан самый страшный период в истории Казахстана, о котором мало кому известно. Время становления советской власти, которая искореняла кочевой образ жизни, переселяя людей в места, где они были обречены на голодную смерть. Мы постарались максимально корректно показать этот период, не вынося на экран весь ужас этого времени.
Понимание того, что нельзя бить в раненое место, теребя рану, издревле живет в казахском народе: поговорите с бабушками из аулов, и вы поймете, сколь вдохновенно будут говорить с вами о родной земле.
Алия Назарбаева потому и согласилась продюсировать фильм - история Казахстана показана в нем невероятно правдиво. А 1 марта и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил: мир должен увидеть эту картину. Показать фильм президенту решились тогда, когда увидели, что в финале зрители прослезились. Мы поняли - наш фильм услышан и увиден. И лестно было услышать из уст президента – «Молодцы, сделали честную картину». В наших планах презентация фильма на фестивалях в Торонто и в Венеции. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов сказал, что фильм намеренно не был включен в конкурс: «Это фильм, который будет судить история, а не жюри из шести человек», - сказал он. Для нас это очень высокая оценка.
- Где вы снимали картину?
- Турецкие сцены снимали в Азербайджане. А бой под Москвой 1942 года и взятие Днепра - под Минском, на чудесных натурных площадках «Беларусьфильма». Сцену взятия Днепра снимали 10 дней. Удивительно, как белорусы сумели сохранить такое количество игровой техники. И огромная благодарность каскадерам и пиротехникам, которые помогли осуществить эту сцену. Молодые актеры держали настоящие автоматы, и по тому, как горели их глаза, мы видели, что они пропустили через себя все эти чувства, которые отражены на экране. Адил Ахметов, который сыграл роль Ильяса, сказал, что сниматься в батальных сценах было тяжело, консультанты жестко требовали соблюдения исторической правды. Но все это, заметил он, помогло прочувствовать, что претерпевали наши деды. «Только для нас это продлилось несколько часов, а для них - четыре года», - сказал актер. Гордимся, что получилось так здорово. Минск - легендарный город, мы бесконечно благодарны белорусским партнерам и продюсерам из «Беларусьфильма» и кинокомпании «Демарш-фильм».
Сцену в детском доме снимали также в Беларуси – в Бресте. Нашли натуру, оформили здание как детский дом, выстроили в нем несколько комнат. Набрали белорусскую детвору для съемок.
- Какой была атмосфера?
- В Беларуси нас чудесно встретили, все было настолько здорово, что мы чувствовали себя одной семьей. Организаторские способности и возможности у белорусов фантастические: все знали свои роли и кто что должен делать, выполняли работу четко. Надеюсь, сотрудничество наше продолжится.
- Акан Сатаев считается одним из самых востребованных казахских режиссеров...
- Он четко видит цель, к которой идет, и собирает из маленьких эпизодов и возможностей актеров то, что должен показать на экране. Помню свое впечатление, когда увидела результат в монтаже и цветокоррекции. Если обратили внимание, цветокоррекция начинается у нас с черно-белой, потом постепенно переходим на цвет, и финал цветной. Это ноу-хау Акана Сатаева, он считал, что эту историю нужно отразить именно таким образом.
- А как называется дерево, под которым мать ждет сына?
- Дерево в фильме - просто образ, таких деревьев в степи быть не может.