Драматург Алексей Дударев: Любая награда - как аплодисменты публики!
Известный писатель рассказал «СВ», как сотрудничают деятели культуры России и Беларуси, почему сценическое искусство переживает не лучшие времена и что его смешит в современном театре
- Алексей Ануфриевич, среди множества других наград выделяете премию Союзного государства?
- Любая премия для творческого человека - это как аплодисменты публики. А в данном случае это признание на международном уровне. В России как драматург всегда был востребован - и в Москве, и в регионах. Любимовская «Таганка» недавно обратилась к пьесе «Не покидай меня…» Не говорю о том, что когда-то легендарный Товстоногов ставил спектакли по моим произведениям. И наконец-то признали вклад в российско-белорусские отношения. Радовался так же, как в 1985 году, когда получил Госпремию СССР за пьесу «Рядовые». До сих пор душу греет мысль, что за мою кандидатуру голосовала Вера Васильева!
- Насколько тесно, на ваш взгляд, сотрудничают наши страны в области культуры?
- В советское время, когда работал актером и помощником главного режиссера по литчасти в Белорусском театре юного зрителя, вопрос, куда поехать на гастроли, не стоял: исколесили чуть ли не всю Россию. Сейчас и время другое, и финансовое положение не то.
Премия за цикл пьес и сценариев для театра и кино («Пророк», «Вечер», «Рядовые», «В сумерках», «Черная панна Несвижа», «Белые росы»)
С другой стороны, не все так плохо. Давно состою в Международной конфедерации театральных союзов, которую основали еще Олег Ефремов и Кирилл Лавров. Если есть возможность осуществлять совместные проекты - осуществляем. Проводим конкурс молодых режиссеров и драматургов, в котором участвуют и россияне, и белорусы. Первый раз смотр прошел в Кишиневе, затем в Минске…
ХОРОШИХ СПЕКТАКЛЕЙ - МАЛО
- Многие талантливые артисты и режиссеры из Беларуси предпочитают работать в России или за рубежом. Вас это не расстраивает?
- В творчестве не бывает текучки кадров. Это в медицине есть такая проблема: талантливые врачи уезжают на заработки в другую страну, а дома остаются не лучшие представители профессии. Если произведение творца востребовано повсеместно, то этим, наоборот, надо гордиться.
- В России вы частый гость?
- Ну, сейчас уже возраст не тот, чтобы постоянно путешествовать. Но иногда бываю. Люблю Москву - всегда гуляю по Красной площади. Спектакли столичные стараюсь смотреть. Любимой сцены нет - обожаю театр во всех его проявлениях. Хотя, мне кажется, наше искусство переживает тяжелые времена. Слишком много театральных фестивалей, премий и всяческих оценок. Раньше всего этого было меньше, а спектаклей хороших - больше.
- Неожиданная позиция!
- Обмениваться опытом, показывать друг другу свои постановки театрам, безусловно, нужно. Но смеюсь, когда слышу, что какой-то коллектив стал бронзовым призером международного фестиваля, в котором и участвовало-то всего три спектакля.