Мне интересно, что происходит в нашей культуре
Историк Инесса Слюнькова - об искусстве России и Беларуси
- Удивились, когда вам сообщили о присуждении премии Союзного государства?
- Еще как! Тогда подумала: значит, не напрасно посвятила жизнь этой профессии. И все мои работы нужны и значимы не только для узкого круга специалистов, но и для социологов, политиков, которые занимаются изучением проблем Беларуси и России.
- А сейчас над чем работаете?
- Очень интересно, что сегодня происходит в искусстве. Волнует вопрос национального самоопределения: каким образом оно проявляется в художественной культуре и архитектуре наших стран.
- Есть ощущение, что современное искусство Беларуси опирается на традиции, а российское больше тяготеет к Западу…
- Наши страны находятся на разных этапах. В России люди всегда ощущали свою принадлежность к определенному этносу, культуре. И в XIX веке в искусстве возник русский стиль: опираясь на изучение памятников древности, создавали новые образы.
Премия за ряд исследований по архитектуре (в том числе за книги о храмах и монастырях Беларуси и архитектуре городов Верхнего Приднепровья ХVII - ХIХ веков)
В Беларуси вопрос национальной идентичности сейчас актуален как никогда. И символика создается под впечатлением от тех событий, которые происходили в стране не так давно.
- Если оценивать архитектуру, вам какой из белорусских городов милее?
- Выделить не смогу. Дело в том, что образ Беларуси абсолютно целостный: каждый город дополняет другой. Туристические мекки - Несвиж и Мир - гармонируют с большими городами - Минском, Витебском, Гомелем, Брестом.
- Чего вам как человеку, который родился в Минске, не хватает в Москве?
- Чистых, аккуратных улиц, где разбиты цветники. Да, власти сейчас пытаются навести порядок, но в основном в центре, не в спальных районах. В черте города, да и в пригородах, не хватает природы - зелени даже меньше, чем в Петербурге, который всегда считался каменным городом. Еще не хватает грамотной архитектуры. Застройка настолько плотная и хаотичная, что представление об ансамблях Москвы абсолютно разрушено. В Минске тоже есть градостроительные ошибки, но менее значительные.
Досье «СВ»
Инесса Слюнькова родилась в Минске в 1953 году. Окончила архитектурный факультет Белорусского политехнического института, затем - Московский архитектурный институт. В 2003 - 2004 годах - главный архитектор Музеев Московского Кремля. С 2009 года - главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В 2014 году стала лауреатом премии Союзного государства.