Режиссер Оксана Карас: Ефремов любит работать быстро, а Хабенский - основательно
Обладатель Гран-при за картину «Хороший мальчик» рассказала «СВ», для кого снимала свой фильм, кто прототип главного героя и чем поразили на съемках известные артисты
«ДУШУ В СЕБЕ КОЛЮ СМИРНОВА»
О том, что «Хороший мальчик» получит хоть один приз на сочинском фестивале, было понятно сразу после показа. Лента открывала конкурсную программу 27-го «Кинотавра» и была принята невероятно тепло: зал бурно реагировал на каждую шутку (их в комедии - целая россыпь), а после финальных титров долго аплодировал создателям.
- Оксана, вы называете свой фильм «историей взросления». При этом в нем много сказочных элементов - того, что в жизни точно не могло бы произойти. Так какой же все-таки жанр картины?
- В фильме воссоздан не идеальный, а скорее ощущенческий мир. Это то, как я вспоминаю свое детство. Поэтому и действие не зафиксировано в каком-то отрезке времени - показаны и советское прошлое, и наши дни. Не чувствую никакой дистанции по отношению к ребятам, которым сейчас, как главному герою, пятнадцать лет. Наоборот, очень люблю этих людей и понимаю их гораздо лучше, чем они думают. Беда лишь в том, что где-то внутри я и сама подросток, и приходится всячески душить в себе этого Колю Смирнова.
С другой стороны, это действительно драма взросления: вначале фильма герой - один человек, а в конце становится совершенно другим, с иной картиной мира. Такие изменения происходят с каждым в его возрасте. Есть в картине и детективная составляющая, правда, до монтажа, она была развита сильнее. Есть и мелодраматическая линия - к примеру, тот же любовный треугольник: Алиса Денисовна, Ксюша и Коля. Есть совершенно замечательная, отдельная история папы главного героя, которого сыграл Константин Хабенский. Милейший деспот, психопат, человек, который из-за своей профессиональной нереализованности пытается реализоваться в семье.
Когда читала сценарий, меня как раз и подкупило то, что у картины нет чистого жанра. Наверное, фильм ближе всего к комедии. Не хотелось снимать мрачную социально-психологическую драму: все время пытались что-то придумывать, юморить. Главное, чтобы за смехом не пропал главный месседж: невозможно повзрослеть, не вырвав из себя кусок мяса. Но взросление - процесс необратимый.
- Название фильма сразу было таким?
- Предлагали несколько вариантов. Один из них - «Как я проспал все на свете». Всю неделю, что происходит действие картины, Коля просыпает школу. Мне это название нравилось. Но все-таки остановились на «Хорошем мальчике», потому что оно двусмысленное. Хороший мальчик в фильме не только Коля, но и его антагонист, директор школы Дронов. Все время он пытается всем угодить - обещает золотые горы любовнице, но при этом не бросает жену. Старается быть идеальным отцом и начальником. Какой он на самом деле, зритель сначала не может понять. И только после знакомства с главным героем Дронов раскрывается, перестает быть хорошим.
Главный герой картины Коля Смирнов и два заклятых врага - папа (Константин Хабенский) и директор школы (Михаил Ефремов). Фото: Пресс-служба компании «2D Целлулойд»
КИНО - КАК КОЧАН КАПУСТЫ
- Молодому режиссеру легко было работать со звездными артистами?
- Сложности возникают всегда, вне зависимости от «звездности», статуса или возраста актера. Михаил Ефремов и Константин Хабенский - сложные, харизматичные личности. Ефремов на съемках всех строил. Сразу поняла, что с ним нужно, чтобы все было быстро. Иначе начнет критиковать. Еще Ефремов веселый, и с ним важно все время отшучиваться. Если пошутил, ждет, чтобы кто-нибудь ответил тем же. А если анекдот проигнорировали - все, неинтересно.
У Хабенского очень многому научилась, потому что он глубокий артист - никогда не видела, чтобы кто-нибудь так основательно готовился к каждой сцене. За ним очень интересно наблюдать на съемках. Помню, снимали эпизод: его герой, узнав, что у сына начались первые отношения, вручает упаковку презервативов. В перерыве Хабенский подошел ко мне со словами: «Оксан, здесь должна быть только советская пачка. Те, что сейчас продают, - это все не то». Описал, как контрацептивы выглядели раньше - и мы бросились на поиски. Но так и не нашли. Принесли то, что в аптеке продается. Константин Юрьевич очень расстроился: «Ну как с этим работать? Ладно, опять придется на актерском мастерстве выезжать».
- То есть, получается, фильм не совсем уж и детский…
- У нас возрастное ограничение «12+». Многие «опасные» моменты пришлось вырезать. Так что можно смело смотреть, говорю как мама. Моей дочке шесть лет. И как-то раз она сидела со мной на монтаже и хохотала. Все понимала и задавала какие-то очень точные вопросы по сюжету.
Это добрый, искренний фильм, который мы делали с большой любовью к молодежи. Для подростков и их родителей. Кино - как большой кочан капусты. Можно до бесконечности снимать листья. Кто дойдет до кочерыжки, тот молодец. Кто не дойдет и снимет пару листиков - тоже молодец.
О чем фильм
Все смешалось в жизни 15-летнего Коли Смирнова (Семен Трескунов). Папа (Константин Хабенский), несостоявшийся ученый, вздумал провести очередной эксперимент на семье: отныне они будут спать лишь раз в двое суток. В школе тоже не все в порядке. Кто-то поджег пристройку с новыми компьютерами, и среди учеников активно ищут виновного. Сам Коля закручивает роман с учительницей английского языка (Иева Андреевайте). Параллельно в него влюбляется хорошенькая старшеклассница Ксюша (Анастасия Богатырева), на минуточку - дочь директора школы (Михаил Ефремов). Кого предпочесть? Как договориться с папой? Кто устроил поджог? На юношу наваливается целый ворох проблем. Пройдя практически через гамлетовские сомнения, Коля осознает, что мир не столь прекрасный и однозначный, как казалось прежде. Правда, заканчивается история все равно хэппи-эндом.
ДОСЬЕ «СВ»
Оксана Карас - режиссер, сценарист. Родилась в 1979 году в Харькове. Окончила юридический факультет РУДН (2004), режиссерский факультет ВГИКа (2009). Как режиссер работала на сериалах «Братья детективы» и «Пропавшие без вести». Первую полнометражную картину «Репетиции» сняла в 2013 году.
Интересные факты
***
Своего звездного часа 16-летний Семен Трескунов ждал пять лет. На главную роль юного актера утвердили в 2011 году, когда только начиналась работа над картиной. Однако из-за кризиса съемки несколько раз приостанавливались. За это время юноша заметно возмужал, поэтому финальный сценарий пришлось переписывать - учитывая новые «особенности» повзрослевшего артиста.
***
На роль учительницы английского языка пробовались многие кинодивы, в том числе Светлана Ходченкова и Евгения Брик, однако Алисой Денисовной в итоге стала малоизвестная в России артистка Иева Андреевайте. Успешно пройти пробы ей помог… все тот же Семен Трескунов. На кастинге каждую претендентку попросили сыграть сцену поцелуя Коли с учительницей. Литовская красавица настолько очаровала 15-летнего юношу, что он не смог забыть ее объятий и попросил постановщиков утвердить ее на роль.
***
Детство Оксаны Карас прошло в Казахстане. Воспоминания о жизни на берегу Каспийского моря режиссер хотела отобразить и в фильме, однако долго не могла отыскать в Москве подходящей натуры. Помог случай: проезжая мимо Северного речного вокзала, съемочная группа обнаружила заброшенную спортивную школу - она и стала тем самым учебным заведением, где происходит действие картины.