«Калинку» танцевали, драники едали, квасом запивали
На два дня Гродно превратился в самый многонациональный город. Здесь 4 и 5 июня прошел Одиннадцатый республиканский фестиваль национальных культур
СКАЗКА НАЯВУ
Страны, которые на карте разделяют тысячи километров, здесь оказались соседями. Если с одной стороны улицы звучали «па» греческого сиртаки, то уже через дорогу гости пускались в пляс под латино-американские ритмы.
Во власть фестиваля отдали весь центр. Каждая из национальных диаспор развернула свое подворье. Российское - раскинулось в сквере у Молодежного центра. У входа, как в сказке, встречали три богатыря. Кольчуга, щит, меч, шлем с зерцалом - все чин чином.
Тук-тук - стучу по стальному куполу одного из витязей.
- Да-да, слушаю!
- Открой личико, добрый молодец, дело есть.
Из-под шлема появляются усы, затем - курносый нос и хитрые глаза. Передо мной Евгений Акимов - руководитель гродненского клуба исторической реконструкции «Аридан».
- На мне точная копия доспехов русского воина XIII века, - поясняет Михаил.
В русской избе, увешанной рушниками, гостей угощали на славу - чаем из огромного самовара, бубликами, а еще красной рыбкой, грибочками, кулебяками. Мастерицы учили всех желающих искусству традиционной вышивки.
- Любо, братцы! - на сцену выскочили парни с шашками.
Казачий перепляс - настоящий сгусток термоядерной энергии.
- Мы из Минска, - рассказал за кулисами запыхавшийся «казак» Сергей Самохвалов. - В репертуаре нашего ансамбля в основном казачьи танцы и песни. Но занимаемся и белорусским фольклором. Русские танцы - и лиричные, и в то же время очень задорные, как говорят, с душой нараспашку. Белорусские поспокойнее.
Они встретились над Неманом: студентка из Нигерии и добряк-силач Илья Муромец. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru
СТРЯПАЛИ ВСЮ НОЧЬ
На татарском подворье угощали азу. Женщины готовили угощение всю ночь! Встав из-за стола, можно было попасть в татарский деревенский дом - четырехстенок. Яркие занавески на окнах, стол, кровать. У стены большая лавка - саке.
С концертной программой выступали детский коллектив «Кубаляк», ансамбль «Лэйсэн», фолкгруппа «Неврида». Ну, а на «десерт» - татарская борьба.
- Соперники держат друг друга за пояс, который нельзя отпускать, - пояснил организатор Дмитрий Смольский. - Запрещены подножки, подсечки, зацеп ногами, но броски с помощью ног разрешаются. Наша борьба уже завоевала все континенты. Проводится даже чемпионат мира.
ИГРА В ЧЕТЫРЕ СТРУНЫ
Венесуэльцы, в большинстве своем католики, поставили в своем веселом дворике алтарь с крестом. Южноамериканцы - народ неунывающий, поэтому украшают его разнообразными гирляндами, цветами. Таким же нарядным он красовался и в Гродно.
Венесуэльцы подготовили многочасовую программу. Приехал целый оркестр. Вишенкой на музыкальном торте стало выступление гитариста-виртуоза. Его четырехструнный инструмент называется кватро. Напоминает нашу балалайку.
- Но играть на гитаре все-таки легче, у нее больше струн, - улыбнулся музыкант.
ЛЕЗГИНКА, ВАХ!
Грузинское подворье было слышно издалека. «Чито грито...», - пели два седовласых генацвале. Аромат шашлыка манил так, что никто не смог пройти мимо. Повара, колдующие над мангалом, приехали специально из Тбилиси.
На сувенирном прилавке - папахи, сванские шапки, чеканка. И, конечно, рога горного барана - предлагали выпить вина дорогим гостям. Журналисту «СВ» протянули самую большую завитушку - около метра длинной.
- Да в него ж ведро поместится!
- Пей, не бойся, 450 граммов, точно говорю, - улыбнулся усач за прилавком.
Джигит в черной папахе зажигал еще на открытии. И потом публика не хотела его отпускать, дважды вызывая на «бис». Тбилисец Леван Макарашвили солировал в ансамбле «Иверия» и уже около года преподает в одной из танцевальных школ Минска.
- Занимаются много ребят, - рассказывает Вахтанг. - И грузины, и белорусы, и русские - все хотят научиться танцевать красиво.
Какой джигит без папахи? Каждое движение танцора отточено, как сталь его кинжала. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru
СА СВЯТАМ, СЯБРЫ
- Заходзьце, калі ласка, госцікі даражэнькія, - встречали гостей у входа в белорусское подворье, которое раскинулось в гродненском парке имени Жилибера. В центре - белорусская хата. Хлебосольная, с огромным праздничным столом: бульба, запеченная с салом, верещака, жур по-деревенски, клецки в глиняных горшочках и, конечно же, драники.
Для детей и взрослых организаторы подготовили игровую программу и предложили вспомнить старинные, но сегодня частично уже подзабытые игры - «Ручеек», «Вороновский чугун», «Слуцкие пояса», «Журавль». Вечером, сменяя друг друга, на сцене выступали фольклорные коллективы из разных районов Гродненщины.
Ансамбль «Берестовицкие музыки» создан на базе районного дома культуры. Репертуар, как говорят сами музыканты, у них смешанный - фольклор и песни собственного сочинения.
- Жена нашего бас-гитариста пишет слова, а музыку потом сочиняем все вместе, - рассказывает Евгений Ребров. - Белорусские и российские народные песни очень похожи. Главное в них - душа. Поэтому они - настоящие.
Музыкант знает, о чем говорит. История его семьи - типичная история нашего общего прошлого. Папа - коренной москвич. Мама из Беларуси. Познакомились на Донбассе, когда работали там на шахте. Папа - забойщиком. Мама - в медпункте. Поженились. И переехали на Гродненщину, где Евгений и появился на свет.
Китайский дракон - на лицо ужасный, приветливый внутри. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru