27-й «Кинотавр»: В бой идут одни новички
В Сочи стартовал главный российский кинофестиваль
Накануне начала 27-го «Кинотавра» курортный Сочи оказался в плену непогоды - бушевали ливни. Но в день открытия внезапно выглянуло солнце. Да пригрело так, что именитых гостей пришлось спасать от перегрева.
Кинематографисты заселились в гостинице «Жемчужина», она находится рядом с Зимним театром, где проходит основная программа. Женская половина звездного десанта сразу же отправилась к стилистам, чтобы во всей красе продефилировать по красной дорожке. Мужчины вышли пообщаться с журналистами, некоторые успели искупаться в Черном море.
Программу «Кинотавра» и критики, и сами организаторы называют исключительной. В основном конкурсе участвуют 14 картин, девять из них - работы режиссеров-дебютантов. По каким критериям их оценивать, пока не понимает даже жюри, во главе которого в этом году автор нашумевшего «Экипажа» Николай Лебедев. Среди самых ожидаемых фильмов-участников: картина Анны Матисон «После тебя», которую спродюсировал ее супруг Сергей Безруков, «Ученик» Кирилла Серебренникова, недавно получивший спецприз Каннского кинофестиваля, «Коллектор» Алексея Красовского с Константином Хабенским в главной роли.
Беспрецедентное количество заявок пришло на конкурс короткого метра - отобрали 26. Их будет судить отдельное жюри, председателем которого стала продюсер Елена Гликман.
Кто победит на 27-м «Кинотавре», станет известно в понедельник, 13 июня. Впрочем, один лауреат уже объявлен. На открытии вручили спецприз Сергей Бодрову, автору культовых фильмов «Кавказский пленник» и «Монгол». Режиссер удостоился награды «За художественные достижения в российском и мировом кино».
Чтобы получить этот почетный приз, Бодров прилетел в Сочи прямиком из Лос-Анджелеса, где проживает последние несколько лет:
- Я, честно говоря, считаю, что мой вклад в российский кинематограф довольно скромный. Слава Эйзенштейна мне никогда не снилась. Но раз вручили, значит, действительно, есть за что. Постараюсь не разочаровать зрителей и снять еще немало хороших фильмов.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
А вдруг встретится новый Тарковский?
Президент фестиваля Александр Роднянский:
- «Кинотавр» – этакий моментальный снимок того, что происходит с российским кинематографом. В этом году получился очень молодым. В основной программе конкурса никогда не участвовало столько новичков - треть оказались дебютами. Участвует много женщин-режиссеров, продюсеров и сценаристов. То есть, можно смело говорить, что мы имеем дело с актуальным женским кино. И еще одна тенденция: многие «звездные» актеры, такие как Гоша Куценко и Сергей Безруков, пробуют себя в новых амплуа – режиссеров, продюсеров.
Председатель жюри основного конкурса, режиссер Николай Лебедев:
- Когда предложили возглавить жюри, три дня думал, соглашаться или нет. Сомневался, имею ли право оценивать работы своих коллег. Будем откровенными: жюри не выносит окончательный приговор. Призы - не гарантия успеха. Даже если картина ничего не получит на «Кинотавре», это не значит, что ее прокатная судьба не сложится. Пока не понимаю, насколько сильная в этом году программа. Но то, что видел, мне понравилось.
Режиссер, актриса Рената Литвинова:
- Вот уже 27-й год подряд мы находимся в ожидании нового гения. Каждый раз смотришь конкурсные фильмы в надежде: а вдруг встретится новый Феллини или Тарковский? Поэтому жюри желаю только одного – среди клондайка работ наконец найти тот самый бриллиант!
Справка «СВ»
Кинотавр» в 1990 году основали продюсер Марк Рудинштейн и актер Олег Янковский. Первый фестиваль прошел в подмосковном Подольске, в 1991 году обосновался в Сочи. В его рамках проходят два конкурса – полнометражного и короткометражного кино на русском языке.