Первый белорусский блокбастер «Код Каина»: Эрик Робертс превратился в монстра-авелита
В российский прокат вышел фильм, в Беларуси больше известный под названием «Мы, братья» - сплав остросюжетной драмы, боевика и экшена
Снимали на деньги спонсоров, хотя есть и народный вклад - авторы вы-играли грант Министерства культуры Беларуси.
Съемки проходили в Минске, отдельные сцены снимались в Америке на Universal Studios. Среди актеров - отечественные кумиры Владимир Гостюхин, Алексей Серебряков и легенды Голливуда под предводительством Эрика Робертса, сыгравшего шефа тайного общества.
Один из авторов фильма Сергей Жданович рассказал, как проходили съемки, какие сложности возникли со звездами Голливуда и что в фильме узрели зарубежные эксперты.
ОТ НЕРВОВ ПОХУДЕЛ НА 12 КИЛО
- Боялись не оправдать ожидания?
- Не то слово. За время работы над фильмом пять раз лежал под капельницей, похудел на 12 килограммов. Даже фотографию из больницы могу показать. На самом деле съемки занимают процентов пятнадцать всей работы. Самое сложное - довести фильм до кинозала.
«Код Каина» - действительно первый национальный блокбастер. Основной сюжет разворачивается в нашей столице, есть отсылы к истории Беларуси. Много спецэффектов. Хотя все по-разному воспринимают фильм. Одни считают, что это современная интерпретация библейского сюжета, другие выделяют любовную линию.
Конечно, мы не можем соперничать с «Титаником» или «Аватаром». Не тот уровень. Но фильм по-своему уникальный. Такого масштабного белорусского проекта с участием голливудских звезд еще не было.
- Какой бюджет у фильма?
- Американцы часто спрашивают: How much? («Cколько стоит?») Я им честно отвечаю: два миллиона долларов. Они не верят: «Мы поняли, что это твой гонорар. А в целом-то сколько потратили?» Изумляются, что можно снять качественный фильм за такие деньги.
Сначала американцы думали, что это обычная «стрелялка», созданная с помощью компьютерной графики. Каково же было их удивление, когда мы рассказали, что в фильме задействована четырехтысячная массовка. Выполнялись настоящие трюки - за них нас даже номинировали на «Таурус», премию Мировой академии каскадеров.
На знаменитой Universal Studios тоже старались работать по-честному. Если по сюжету действие происходило в мексиканской деревне - в кадре появлялись настоящие мексиканцы.
УГЛЯДЕЛИ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЗАКАЗ»
- Постоянно приходилось что-то доказывать?
- Вы даже не представляете, сколько негатива в свой адрес наслушались. За рубежом считают, что мы сняли фильм... (только не смейтесь!) про Украину. Когда презентовали трейлер на Каннском кинофестивале, посыпались обвинения, что это политический заказ. Видимо, на такие мысли людей натолкнул фрагмент с массовыми протестами в центре Минска.
Хотелось бы напомнить, что мы начали съемки в 2013 году, за три месяца до начала событий в Киеве. Это совпадение. Хотя идея фильма перекликается с тем, что там произошло. Брат не должен убивать брата. Каин и Авель - это разные стороны одной медали.
Не обошлось без недоброжелателей. Помню, как-то вышла статья под заголовком: «Жданович украл государственные деньги и сбежал в Америку». И вот я сижу в кабинете у министра культуры Беларуси Бориса Светлова. Ему звонят, спрашивают: «Неужели действительно уехал в Штаты?» «Не знаю, - спокойно ответил он. - Вряд ли успел. Только что общались».
С ШЭРОН СТОУН ПРИШЛОСЬ СУДИТЬСЯ
- Как уговорили голливудских звезд?
- Скажу честно, было тяжело. Минкультуры поставило условие: должны быть актеры класса А: то есть те, кто получил или был номинирован на «Оскар» или «Золотой Глобус». Перевели сценарий с русского языка на английский. Но зарубежные партнеры не поняли, в чем суть. Пришлось перерабатывать с учетом американского менталитета.
С Эриком Робертсом договаривались через его супругу Элайзу, она его личный помощник. Сразу предупредила: «Если есть политическая подоплека, сниматься не будет». Встретились лично, все обсудили. Эрику идея понравилась, и он согласился.
А вот еще один курьезный случай. В эпизодической роли должны была появиться Шэрон Стоун. Подписали контракт с актерским агентством, которое обязалось предоставить диву с основным инстинктом, даже аванс внесли. Приезжаем в назначенный день на съемки - актрисы нет. Звоним в агентство - там убеждают, что Стоун сломала руку, и надо подождать пару недель. Подождали. Потом оказалось, что она просто куда-то по своим делам улетела. Прокатили нас по полной.
Быстро нашли замену. Договорились с Салли Керкленд - прекрасной актрисой, хорошо известной по главной роли в фильме «Анна».
А на агентов Шэрон Стоун подали иск. Нас пытались переубедить. Мол, шансов выиграть мало: в американском шоу-бизнесе такие надувательства не редкость. Но в итоге отсудили порядка полумиллиона долларов.
ВЗЯЛИСЬ ЗА СЕРИАЛ
- В Беларуси фильм вышел под названием «Мы, братья»…
- Это оригинальное название. «Код Каина» придумали американцы. Говорят, так фильм легче продать: звучит очень загадочно, мистично. Да и библейская линия всем понятна. Хотя лично мне ближе наше название, оно лучше отражает основную мысль картины.
- Правда, что вы сейчас работаете над сериальной версией?
- Верно. Мы сначала и снимали сериал с хронометражем 176 минут. Но партнеры из США настояли на полном метре. Пришлось по живому резать отснятое. В результате очень многие сюжетные линии пропали. Особенно жалко не вошедшие в фильм эпизоды с Владимиром Гостюхиным и Алексеем Серебряковым. Здесь мы их покажем во всей красе.
О чем фильм
В основе сюжета - известная библейская притча: земледелец Каин убил своего брата Авеля, чье жертвоприношение Бог принял более благосклонно. В современном Минске причиной для похожего конфликта становится любовная интрижка.
Один брат (Евгений Шмарловский) приревновал другого (Руслан Чернецкий) к своей девушке, причем до такой степени, что захотел его убить. Но в дело вмешались авелиты - агенты тайного общества, которые исследуют «код Каина», толкающего людей на самые кровавые поступки против своих близких. По спецзаданию шефа тайной организации (Эрик Робертс) американская журналистка Сара Огден (Наташа Алам) приезжает в Беларусь, чтобы предотвратить катастрофу. Поначалу шеф - душка и спаситель мира, а в финале открывается его истинная сущность.
ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ
Жерар Депардье - «Зайцев +1» (2014)
Ален Делон - «С Новым годом, мамы!» (2013)
Шэрон Стоун - «Любовь в большом городе-3» (2013)
Милла Йовович - «Выкрутасы» (2011)
Жан-Клод Ван Дамм - «Ржевский против Наполеона» (2012)
НАШИ ЛЮДИ В ГОЛЛИВУДЕ
Светлана Ходченкова - «Шпион, выйди вон!» (2011), «Россомаха: Бессмертный» (2013)
Юлия Снигирь - «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013)
Данила Козловский - «Академия вампиров» (2014)
Юрий Колокольников - «Игра престолов» (2014)