Балабанов? Да он - инопланетянин!
Три года назад ушел автор культовых фильмов «Брат», «Брат-2», «Груз 200». Журналист «СВ» встретилась с близким другом режиссера - бывшим десантником, снявшимся в пяти его картинах Александром Мосиным
ЛЕША ЦЕНИЛ ЧЕСТНОСТЬ
- Александр, вы же не профессиональный актер, как попали к Балабанову?
- Он снимал картину «Мне не больно». Помните сцену, где десантники отмечают свой праздник? Я состою в Ленинградском совете ветеранов ВДВ. Нам позвонили с «Ленфильма»: «Нужно поработать на камеру в эпизодической роли. Приходите в форме, с наградами - Алексей Октябринович любит, чтобы все было по-настоящему».
На съемках действительно не было никакой бутафории. Били кирпичи, ломали палки. С Балабановым сразу подружились. Он часто говорил: «Саша, ты больше, чем друг, ты уже член семьи».
- Как такая дружба зарождается: совпадение натур или что-то еще?
- С самого начала не воспринимал его как легендарную личность. Помню, после съемок он подошел, пожал руку и по-дружески сказал: «Сань, спасибо». В тот момент я почувствовал его энергетику и понял, что этому человеку ни в чем отказать не смогу. Он ценил честность, всегда говорил правду. Одни уважали его за это, другие недолюбливали.
АФГАНЦЫ КАРТИНУ ПРИНЯЛИ СРАЗУ
- Понравилось сниматься в кино?
- Как говорит Сергей Михайлович Сельянов, тот, кто однажды попал в кино, уйти из него не может. По крайней мере по собственной воле.
Через некоторое время¸ работая над сценарием «Груза 200», Леша снова обратился ко мне за помощью, я ведь воевал в Афгане. Хотел знать, как все было на самом деле. Как приходили такие грузы: какие были гробы, как сообщали родственникам о гибели солдат. Интересовался, не осталось ли писем, которые можно использовать в качестве реквизита.
Когда полностью погрузился в материал, Балабанов снова предложил сняться: «Попробуй, у тебя должно получиться».
Сыграл сержанта, помощника Журова, который привозит Агнии труп ее жениха. Между прочим, в гробу лежал актер, весивший под 90 кг. Я-то подготовленный, легко выдерживал нагрузку. Леша, глядя на это, сказал: «Сань, ты его как манекен тягаешь, а надо, чтоб было видно, что это человек».
- Многие зрители падали в обморок от этой сцены….
- Как и другие Лешины фильмы, он был воспринят неоднозначно. Некоторые критики прямо ругались. Картина вышла незадолго до выборов в Госдуму. Кто-то считал, что Балабанов выполнил политзаказ, чтобы сбить рейтинг КПРФ. Кто-то отмечал религиозность картины. Кому-то не понравилась дискотека в храме… А вот афганцы картину приняли, потому что в действительности все так и было.
На «Кинотавре» фильм получил лишь приз критиков - Белого слона. Неудачу Алексей воспринял хладнокровно, но, конечно, переживал.
Когда за «Кочегара» в Висбадене мы получили Гран-при и приз Международной федерации кинопрессы, Леша лежал в больнице. И с этими двумя статуэтками из аэропорта я поехал прямиком к нему. Он был очень рад, сразу воспрял духом!
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕНТА КАК ПРОРОЧЕСТВО
Фото: Михаил Архипов
- Последний фильм «Я тоже хочу» в 2012 году показали в программе «Горизонты» Венецианского фестиваля. Но он, очевидно, заслуживал того, чтобы попасть в основной конкурс.
- Мы поздно дали ответ, приедем ли на фестиваль. Да и фильм на тот момент был не до конца смонтирован. Поэтому не сильно расстроились. Главное, что зрители были впечатлены.
Весь съемочный процесс сопровождался мистическими событиями. На сороковой день после смерти Балабанова упала «колокольня счастья» (колокольня Запогостской церкви в Вологодской области. - Авт.), которую мы снимали. По религиозным канонам на сороковой день душа человека окончательно покидает землю, попадая туда, где он уготовил себе место во время жизни. Получилось так, будто Леша действительно нашел выход в другой мир.
- Как снимался фрагмент, в котором колокольня отказывается «забрать» режиссера и он моментально погибает?
- Этот эпизод сыграл сам Балабанов. Снимали в Шексне, под Череповцом. Съемки продолжались два дня, на улице было минус тридцать. Сотрудники МЧС смотрели с сочувствием, натирали нам кремами носы и уши... Причем как только закончились съемки, температура повысилась до минус шести. Конечно, это было испытание.
Рядом с Лешей все отдавало мистикой: для меня он был инопланетянином, который до конца не понимал, какие гениальные вещи творил. Да и сам он до конца никем не понят. Наверное, пройдет немало времени, прежде чем это случится.
- Не было предчувствия, что последний фильм станет пророческим?
- Ничто не предвещало плохого. Да и все близкие его оберегали. Пришли на предпоказ «Я тоже хочу», дали хорошее интервью, провели фотосессию. Леша великолепно себя чувствовал, был здоров. Договорились встретиться на следующий день. Неожиданно позвонила его супруга Надя: «Саш, беда случилась…»
- Многие талантливые люди уходят так рано...
- Каждый пишет свою книгу жизни. Леша очень торопился, работая над своим последним сценарием «Мой брат умер». Может, чувствовал что-то, но не хотел в это верить. Перед смертью у многих случаются предзнаменования, о которых уже потом вспоминают близкие.
- Что сделано коллегами в память?
- Очень многое. В основном в Петербурге, его друзьями. Выходят книги, публикуются сценарии, устраиваются ретроспективы фильмов. Запланированы ежегодные «Балабановские встречи». По местам, связанным с Лешиной биографией, проводят экскурсии, в том числе с посещением кладбища, где он похоронен. Правда, памятника там пока нет.
ДОСЬЕ «СВ»
Алексей Балабанов - кинорежиссер, сценарист и продюсер. Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Выпускник переводческого факультета Горьковского пединститута, служил офицером в военно-транспортной авиации, работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым учредил кинокомпанию «СТВ». Известность режиссеру принесли фильмы «Брат» и «Брат-2». Снял четырнадцать картин. Скончался от сердечного приступа 18 мая 2013 года.
- В одном из интервью на вопрос, почему в его фильмах часто появляются бандиты, Балабанов ответил, что и сам был бандитом.
- Это шутка. Леша бандитом никогда не был, жил обыкновенной дворовой жизнью. Ходил на дискотеки, дрался, брал чужие велосипеды - «покататься»... Я вырос в Петербурге, а Леша переехал в Питер из Свердловска. И этот город его принял.
- На ваш взгляд, о чем фильмы Балабанова?
- После того как сняли «Груз 200», спросил: «Что ты хотел сказать?» Леша ответил: «Это фильм о любви». Когда пересмотрел картину, понял, что любовь присутствует даже в действиях маньяка Журова. Он влюблен в Агнию и исполняет все ее прихоти. Вплоть до желания увидеть жениха Колю, погибшего в Афганистане. В «Кочегаре» тоже все на любви замешано.
Кстати, вопреки мнению некоторых, «Кочегар» с фильмом «Я тоже хочу» никак не пересекается. У Леши нет похожих фильмов. Даже «Брат» и «Брат-2» - проекты с разными замыслами. А «Морфий» - это прежде всего дань уважения Сереже Бодрову, потому что снят по его сценарию.
Балабанов покорил все жанры: и комедию, и мелодраму, и боевик, и экшн. Попробовал все, и все - удачно. Он особо не говорил о том, как понимает искусство кино. Просто снимал, вкладывая в дело всю свою душу.