САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

Игры с ведьмами и судьбами

Театральный форум в Могилеве ярко показал, какую пищу для ума дает «заезженная» классика, опрокинутая в наше время с его жесткой деловой хваткой

Бедный Йорик! В интерпретации молодых артистов классику порой не узнать. Фото: БЕЛТА

20 спектаклей из 9 стран засвидетельствовали, что классика и даже хрестоматийные произведения школьной программы имеют современный смысл и волнуют сегодня.

Театральный форум-2016 позиционирует себя как весенний (всегда в последнюю неделю марта), молодежный (о молодых и для молодых), международный (широкая география), могилевский (рожденный в городе с богатой историей), контактный (согласованный в действиях). Все вместе называется «M.@rt.кoнтакт».

Рука Москвы

Доля российских спектаклей всегда велика. Кроме обязательных Москвы и Санкт-Петербурга здесь побывали Николай Коляда из Екатеринбурга, лучшие работы из Перми, Челябинска, Нижнего Новгорода, Брянска и других городов. В этот раз помимо трех московских и двух питерских театров на форум добрался коллектив из Ростова-на-Дону. Что касается драматургии, всегда лидируют российские авторы. Сейчас это Островский, дважды Горький, дважды Гоголь, а также Чехов, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Леонид Зорин и современные Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Юрий Клавдиев, Алексей Слаповский. Театральные версии этих авторов играли белорусы, поляки, украинцы, армяне, болгары. Всегда это было неожиданно и достаточно современно, что очень важно для концепции фестиваля. Эксперты подбирают такое, что не заскучаешь.

Показательным оказался обладатель «Золотой маски», спектакль «Жизнь за царя», привезенный из Санкт-Петербурга. Его играли в пространстве этнографического музея Могилева, где все дышит историей и подлинностью документов. Иногда смешное и наивное рождает трагический вывод о повторяемости времени и наших ошибок. Спектакль основан на мемуарах революционеров Андрея Желябова, Софьи Перовской, Веры Засулич, писателей Льва Толстого и Федора Достоевского. Поставил его режиссер Джулиано Ди Капуа, который успешно работал в России, Литве и основал в Санкт-Петербурге свой театр, где предлагает вниманию зрителей необычный международный репертуар.

Новым для фестиваля был «Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда, тоже обладатель «Золотой маски». Его «Васса» - первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова» - оказался спектаклем тотальным, радикальным, агрессивным, опрокинутым в наше время с его жесткой деловой хваткой.

Ближнее зарубежье

Шоковую терапию «Ведогонь-театра» словно продолжил варшавский театр «Малабар-отель» булгаковским «Мастером и Маргаритой». Актеры вызывали духов романа, много рассуждали о потустороннем мире, используя пластику и кукол. Приехавшая из Чернигова «Варшавская мелодия» подхватила игру с формой. Оба произведения в театре - давно отыгранные, но явившиеся с новым смыслом и новыми яркими приемами.

Болгарская актриса Нина Димитрова хорошо известна в Могилеве. Смешно и трагично она играет гоголевскую «Шинель», хотя до этого привозила со своим постоянным партнером по театру «Кредо» Василом Василевым-Зуеком и другие дуэтные спектакли. В своем интервью Нина сказала:

- Мы играли на 9 языках и участвовали в 150 фестивалях, используя элементы клоунады, комедии дель арте, кукольного театра и пантомимы. Можем играть и вообще без слов, потому что наше искусство всем понятно. Имеем престижную награду за популяризацию болгарского театра в мире.

Театр для детей «Зеленый соус» создала в немецком Франкфурте-на-Майне молодой режиссер Екатерина Аверкова, столь любимая в Беларуси. Она успела два года поработать главным режиссером Могилевского драмтеатра. Сейчас ставит спектакли по всей Европе. Легкую веселую фантазию для детской аудитории - спектакль «Три раза король» - играют взрослые артисты в клоунской импровизации и с погружением в мир ребячьих игр.

Театральная молодежь из литовской Клайпеды вволю повеселилась, попела и потанцевала, рассказывая «Истории ботинок» под руководством своего педагога и режиссера Валентинаса Масальскиса.

Мастер-класс Григория Козлова

Питерцы начинали фестиваль. «Мастерская» Григория Козлова выросла из мечты о своем, ни на кого не похожем театре. Выпускники актерско-режиссерского курса СПбГАТИ много лет не расстаются со своим педагогом, который умеет открывать индивидуальности, переводить мысль в пластический рисунок и создавать актерский ансамбль. А играли-то вчерашние студенты «певца купеческого быта» Александра Островского - его пьесу «Женитьба Бальзаминова». Немолодой по возрасту, но молодой по мировоззрению режиссер и учитель Григорий Козлов придумал спектакль радостный, чистый, вдохновляющий, с глубоким уважением к личности человека.

Думаю, что в России умеют работать по принципам русского психологического театра два режиссера-мастера: московский, увы, ушедший Петр Фоменко и ныне здравствующий питерский Григорий Козлов. Причем оба известны своей особой педагогической системой, в которой учитель - творческий Бог, но не деспот, не тиран. Находясь в Могилеве, Козлов поработал со своими актерами в фойе театра для всех желающих. Это были крохотные уроки его уникальной лаборатории.

Наши заявили о себе

Игорь Казаков заставил кукол играть горьковскую пьесу «На дне» и привел всех в состояние шока. Эстафету подхватил Евгений Корняг, придумав пьесу и спектакль «Интервью с ведьмами». Нежную историю любви «Иллюзии» рассказала со своими друзьями Татьяна Троянович. И завершил белорусскую программу мастер Могилевского драматического театра, режиссер Саулюс Варнас. Пересказать его уникальный эстетический спектакль «В маленькой усадьбе» невозможно.

Фестиваль предоставил случай познакомиться с двумя полярными системами развития современного театра: психологическим и радикальным. Каждый имеет право на жизнь. Чаще всего молодежь приветствует абсурдистские радикальные формы. Зрелое поколение тоскует по тонким кружевам человеческих взаимоотношений. Кто прав? Покажет время.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  2. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  3. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  4. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  5. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли
  6. Власти Киева рекомендуют жителям не выходить на улицу из-за ухудшения состояния воздуха
  7. Часть россиян покинула аэропорт Антальи, где загорелся самолет Superjet
  8. Руководители авиастроительных компаний «Яковлев» и «Туполев» покидают свои посты
  9. Александр Лукашенко направился с официальным визитом в Пакистан
  10. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку
  11. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  12. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  13. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  14. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  15. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России

Парламентское Собрание

Союзные парламентарии обсудили вопросы тарифов мобильной связи и единого медиапространства

В Минске союзные парламентарии обсудили вопросы гармоничных тарифов мобильной связи для граждан наших стран, и вопросы единого медиапространства

Политика

Боевики из числа беглых планировали захватить Беларусь, но обломились

Александр Арлукевич, наемник запрещенного в РБ террористического формирования «Полк Калиновского». Его позывной - «Вацлав».

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также