САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна ОРЛОВА

Игры с ведьмами и судьбами

Театральный форум в Могилеве ярко показал, какую пищу для ума дает «заезженная» классика, опрокинутая в наше время с его жесткой деловой хваткой

Бедный Йорик! В интерпретации молодых артистов классику порой не узнать. Фото: БЕЛТА

20 спектаклей из 9 стран засвидетельствовали, что классика и даже хрестоматийные произведения школьной программы имеют современный смысл и волнуют сегодня.

Театральный форум-2016 позиционирует себя как весенний (всегда в последнюю неделю марта), молодежный (о молодых и для молодых), международный (широкая география), могилевский (рожденный в городе с богатой историей), контактный (согласованный в действиях). Все вместе называется «M.@rt.кoнтакт».

Рука Москвы

Доля российских спектаклей всегда велика. Кроме обязательных Москвы и Санкт-Петербурга здесь побывали Николай Коляда из Екатеринбурга, лучшие работы из Перми, Челябинска, Нижнего Новгорода, Брянска и других городов. В этот раз помимо трех московских и двух питерских театров на форум добрался коллектив из Ростова-на-Дону. Что касается драматургии, всегда лидируют российские авторы. Сейчас это Островский, дважды Горький, дважды Гоголь, а также Чехов, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Леонид Зорин и современные Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Юрий Клавдиев, Алексей Слаповский. Театральные версии этих авторов играли белорусы, поляки, украинцы, армяне, болгары. Всегда это было неожиданно и достаточно современно, что очень важно для концепции фестиваля. Эксперты подбирают такое, что не заскучаешь.

Показательным оказался обладатель «Золотой маски», спектакль «Жизнь за царя», привезенный из Санкт-Петербурга. Его играли в пространстве этнографического музея Могилева, где все дышит историей и подлинностью документов. Иногда смешное и наивное рождает трагический вывод о повторяемости времени и наших ошибок. Спектакль основан на мемуарах революционеров Андрея Желябова, Софьи Перовской, Веры Засулич, писателей Льва Толстого и Федора Достоевского. Поставил его режиссер Джулиано Ди Капуа, который успешно работал в России, Литве и основал в Санкт-Петербурге свой театр, где предлагает вниманию зрителей необычный международный репертуар.

Новым для фестиваля был «Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда, тоже обладатель «Золотой маски». Его «Васса» - первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова» - оказался спектаклем тотальным, радикальным, агрессивным, опрокинутым в наше время с его жесткой деловой хваткой.

Ближнее зарубежье

Шоковую терапию «Ведогонь-театра» словно продолжил варшавский театр «Малабар-отель» булгаковским «Мастером и Маргаритой». Актеры вызывали духов романа, много рассуждали о потустороннем мире, используя пластику и кукол. Приехавшая из Чернигова «Варшавская мелодия» подхватила игру с формой. Оба произведения в театре - давно отыгранные, но явившиеся с новым смыслом и новыми яркими приемами.

Болгарская актриса Нина Димитрова хорошо известна в Могилеве. Смешно и трагично она играет гоголевскую «Шинель», хотя до этого привозила со своим постоянным партнером по театру «Кредо» Василом Василевым-Зуеком и другие дуэтные спектакли. В своем интервью Нина сказала:

- Мы играли на 9 языках и участвовали в 150 фестивалях, используя элементы клоунады, комедии дель арте, кукольного театра и пантомимы. Можем играть и вообще без слов, потому что наше искусство всем понятно. Имеем престижную награду за популяризацию болгарского театра в мире.

Театр для детей «Зеленый соус» создала в немецком Франкфурте-на-Майне молодой режиссер Екатерина Аверкова, столь любимая в Беларуси. Она успела два года поработать главным режиссером Могилевского драмтеатра. Сейчас ставит спектакли по всей Европе. Легкую веселую фантазию для детской аудитории - спектакль «Три раза король» - играют взрослые артисты в клоунской импровизации и с погружением в мир ребячьих игр.

Театральная молодежь из литовской Клайпеды вволю повеселилась, попела и потанцевала, рассказывая «Истории ботинок» под руководством своего педагога и режиссера Валентинаса Масальскиса.

Мастер-класс Григория Козлова

Питерцы начинали фестиваль. «Мастерская» Григория Козлова выросла из мечты о своем, ни на кого не похожем театре. Выпускники актерско-режиссерского курса СПбГАТИ много лет не расстаются со своим педагогом, который умеет открывать индивидуальности, переводить мысль в пластический рисунок и создавать актерский ансамбль. А играли-то вчерашние студенты «певца купеческого быта» Александра Островского - его пьесу «Женитьба Бальзаминова». Немолодой по возрасту, но молодой по мировоззрению режиссер и учитель Григорий Козлов придумал спектакль радостный, чистый, вдохновляющий, с глубоким уважением к личности человека.

Думаю, что в России умеют работать по принципам русского психологического театра два режиссера-мастера: московский, увы, ушедший Петр Фоменко и ныне здравствующий питерский Григорий Козлов. Причем оба известны своей особой педагогической системой, в которой учитель - творческий Бог, но не деспот, не тиран. Находясь в Могилеве, Козлов поработал со своими актерами в фойе театра для всех желающих. Это были крохотные уроки его уникальной лаборатории.

Наши заявили о себе

Игорь Казаков заставил кукол играть горьковскую пьесу «На дне» и привел всех в состояние шока. Эстафету подхватил Евгений Корняг, придумав пьесу и спектакль «Интервью с ведьмами». Нежную историю любви «Иллюзии» рассказала со своими друзьями Татьяна Троянович. И завершил белорусскую программу мастер Могилевского драматического театра, режиссер Саулюс Варнас. Пересказать его уникальный эстетический спектакль «В маленькой усадьбе» невозможно.

Фестиваль предоставил случай познакомиться с двумя полярными системами развития современного театра: психологическим и радикальным. Каждый имеет право на жизнь. Чаще всего молодежь приветствует абсурдистские радикальные формы. Зрелое поколение тоскует по тонким кружевам человеческих взаимоотношений. Кто прав? Покажет время.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин провел переговоры с Мишустиным до общей встречи с правительством
  2. Лукашенко планирует присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве
  3. МИД РФ предупредил Лондон о последствиях применения Украиной британского оружия
  4. Путин: Работа в интересах России не прекращается
  5. Глава Еврокомиссии призвала Пекин надавить на Россию, чтобы урегулировать конфликт на Украине
  6. Постпреды стран СНГ возложили цветы в парке Победы в Минске
  7. Путин: Нам предстоит запускать новые национальные проекты, новые федеральные программы
  8. Путин: В 2022 году началась в прямом смысле слова экономическая агрессия против России
  9. Путин: Ничего у наших противников не получилось
  10. Городской совет Парижа принял решение о переименовании моста Пон-Аваль в мост Красной Армии
  11. Госдума запретила иноагентам участвовать в выборах в качестве кандидатов
  12. Минобороны: Силами Черноморского флота в районе Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ
  13. Слуцкий: Игнорирование «красных линий» будет дорого стоить Вашингтону
  14. Польша отказалась от участия в инаугурации президента РФ
  15. Вячеслав Володин: открытый реестр злостных неплательщиков алиментов позволит взыскать денежные средства в пользу ребенка

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также