«Париж был подлинно пьян Бакстом»
В Минске открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения российского художника, родившегося в Гродно. В июне ее покажут в Москве
К юбилею знаменитого соотечественника в Национальном художественном музее Беларуси проходит выставка «Время и творчество Льва Бакста». Москва присоединится к празднованию в июне - ГМИИ имени Пушкина тоже готовит экспозицию, где обещает представить более двухсот работ.
Первые дни выставки пришлись на романтические выходные 14 февраля. И многие молодые пары пришли именно сюда. В Минск привезли не только сорок произведений художника, сценографа, модельера, чье имя в этом году отмечено в Списке памятных дат ЮНЕСКО. Здесь можно увидеть собрания полотен его современников, художников объединения «Мир Искусства»: Валентина Серова, Александра Бенуа, Исаака Левитана, Николая Рериха, Кузьмы Петрова-Водкина.
Балерина Силия Курти из труппы Римского театра в балете "Весна священная" танцует в костюме, сшитом по рисункам Бакста в наши дни. Автор фото: Александр Поляков/ РИА
«Русские сезоны» покорили мир
- Лев Бакст завоевал мировую известность, оформляя театральные постановки, - рассказала заведующая отделом современного бело-
русского искусства Национального музея Екатерина Изофатова. - «Русские сезоны» Дягилева в Париже стали сенсацией. Декорации к ним - искусством, а театральные костюмы сформировали модные тенденции тех лет.
Придумывать декорации и костюмы Бакст начал еще в Петербурге, время от времени сотрудничая с Императорскими театрами. Но для консервативной казенной сцены его идеи были слишком передовыми. Тогда художественному оформлению спектаклей не придавали особого значения. В балетах «Русских сезонов» удалось переломить ситуацию: декорации подчинили себе сами постановки.
После премьеры в Париже художник проснулся знаменитым, а спустя несколько лет даже удостоился ордена Почетного легиона. Рукоплескали Баксту и в других странах, куда приезжала с гастролями антреприза Дягилева.
Оформив балеты «Клеопатра» и «Шехерезада», он открыл европейскому зрителю искусство Востока, которым увлекался долгие годы. Еще одной важной темой в творчестве Бакста оставалась Древняя Греция.
Эскиз костюма к дягилевскому балету "Клеопатра", 1910 год. Автор фото: Юрий Мозолевский
Дамский угодник
Как вспоминали современники, после успеха восточных постановок «Париж был подлинно пьян Бакстом».
- Он стал первым художником-модельером и стилистом: занимался разработкой моделей шляп и обуви, украшений для дамских причесок, рецептур духов, ввел в моду цветные парики и боди-арт, - рассказала Екатерина Изофатова.
Модную индустрию 1910-х годов просто взорвало: дамы высшего света поголовно облачались в восточные одежды, а дома моды в срочном порядке закупали километры шелка, забрасывая художника предложениями о сотрудничестве. На одно из них - от известного ателье Жанны Пакен - он ответил согласием. Создал коллекцию вечерней и дневной одежды для парижанок. Многие коллеги затею не одобрили - в их среде заниматься дизайном считалось недостойным.
Общая гордость
Хотя легенда искусства вырос в Санкт-Петербурге, жил и творил в Париже, у белорусов собственная гордость: родился он в Гродно. Чтобы понять природу гения, в Минск привезли акварельные виды города XIX века, нарисованные Наполеоном Матеушем Тадеушем Ордой.
Самая дорогая картина выставки - «Венеция. Купальщики на Лидо». Стоимость по разным оценкам достигает шестизначной суммы в долларах. Ее и еще три произведения кисти Бакста местный банк приобрел в декабре прошлого года у частного коллекционера из Великобритании, цена публично не называлась.
Из Вильнюса на выставку привезли картины современника Бакста - Микалоюса Константиноса Чюрлениса. И это сенсация: последний раз литовец экспонировался в Минске сто лет назад.
Из фондов Национального художественного музея Беларуси в экспозиции - три авторские литографии Льва Бакста: «Портрет И. Левитана» (1899), «Портрет Филиппа Малявина» (1899) и «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1910). Они стали достоянием белорусского музея еще в советские годы.
Выставка будет идти до 17 апреля. Затем ее ждут в Вильнюсе, Риге и Гродно.
Три факта из жизни
1. Настоящая фамилия художника - Розенберг, а Бакст - укороченный вариант фамилии его бабушки по материнской линии, который он впервые использовал как псевдоним в 1889 году для участия в одной из петербургских выставок.
2. В 1906 - 1909 годах Бакст преподавал в частной художественной школе, где одним из учеников был Марк Шагал. Бакст запрещал ему ехать в Париж, пугал утратой собственного стиля и нищенством. Но Шагал его не послушался. Через несколько лет Бакст признал, что оказался не прав, и назвал Шагала «художником, делающим честь России».
3. Чтобы жениться на Любови Гриценко, дочери известного купца, основателя Третьяковской галереи, Баксту пришлось принять лютеранство. Однако брак оказался неудачным. В 1910 году художник вернулся в иудаизм.
Источник фото: ru.wikipedia.org
Справка «СВ»
Леон Самойлович Бакст (настоящее имя Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) родился 8 февраля 1866 года в Гродно в еврейской семье ученого-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в петербургской Академии художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. Один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства». Во время революции 1905 года работал для журналов «Жупел», «Сатирикон».
С 1907 года жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвел настоящую революцию. Вошел в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра», «Шехерезада», «Дафнис и Хлоя» и др.).
В 1918 году разорвал отношения с Дягилевым, но спустя три года оформил балет «Спящая красавица» Чайковского - свою последнюю крупную постановку. Умер в Париже от отека легких в 1924 году.