САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Мифы и правда об Александре Герасимове

9 февраля в Историческом музее в Москве открылась выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника», где представлены, в том числе, и картины из Беларуси. Экспозиция  подготовлена совместно с Галереей Леонида Шишкина

Картина Александра Герасимова "Гимн Октябрю". 1942г.  Государственный Русский музей.

Выставка одного из первых народных художников СССР, лауреата 4-х Сталинских премий и всесильного первого президента Академии художеств СССР Александра Герасимова проводится впервые за 60 с лишним лет после его ухода. Ученик Серова, Константина Коровина, Архипова, он воспринял импрессионистическую манеру живописи своих учителей и начинал с ярких импрессионистических натюрмортов, пейзажей с просеками и террасами после дождя, но прославился совершенно другим. Именно Герасимова называют создателем соцреалистического канона, именно его работами о вождях революции и событиях советской истории были проиллюстрированы когда-то учебники по истории, и именно его называли «Веласкесом Сталина».

Мифы и правда об Александре Герасимове
Картина Александра Герасимова "Художники на даче у Сталина". 1951г.  Частное собрание, Италия

На выставке вы увидите целый цикл из сталинианы Герасимова – от «Клятвы» (частная коллекция, Москва), данной вождем в 1924 году, - до «Похорон Сталина» (частная коллекция, Москва), где знакомый профиль в обрамлении цветов и траурных лент. Конечно, каждый узнает знаменитую картину «Сталин и Ворошилов в Кремле», известную в народе как «Два вождя после дождя». Кстати, Герасимов написал не один вариант этой композиции. Уже после смерти Сталина один из вариантов обнаружили под картиной "Колхозное стадо"(1959), которая хранилась в собрании семьи художника. В 1991 году работа была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях. И даже выставлялась на аукционе McDougall's в 2013 году (80-120 тыс. фунтов). После экспертизы часть холста расчистили, и на выставке зрители могут видеть образец соцарта - вверху "два вождя", а снизу - поле с коровами, и доярка, засмотревшаяся на вождей.

Инициатор и вдохновитель выставки, директор галереи, четверть века занимающейся советским искусством, Леонид Шишкин рассказал историю о том, как Герасимов стал любимым художником Сталина. Главным художником в начале 1930-х считался Бродский, но Сталину не очень нравился его салонный реализм. А Герасимов к этому моменту уже написал романтически устремленного «Ленина на трибуне» (1929-1930, хит советских учебников и самая тиражируемая в СССР картина). Как раз в это время на выставке в одном зале висел «Ленин», а в другом – «Сталин» работы Бродского. Вождь увидел, что портрет Ленина, выполненный в импрессионистической стилистике, смотрится гораздо ярче, и это предрешило судьбу первого придворного художника.

Открывая выставку, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский отметил, что за последнее время, после выставок «Романтический реализм» в Манеже и «Россия в пути» в Институте современного реалистического искусства, это третий большой проект, посвященный художникам эпохи соцреализма.

- Когда смотришь на полотна Герасимова, - сказал министр, - понимаешь, что речь идет не только о коммунистической пропаганде и агитации, а о том, что люди действительно верили в то, что изображали. Они стремились к совершенству, хотели сделать мир лучше. И вера их, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые остались нам в наследство. Это образцы совершенного мастерства.

Леонид Шишкин рассказал, как собирал экспозицию, в которой представлены почти сто полотен из фондов Исторического и Русского музеев. А также почти из двух десятков российских и зарубежных частных коллекций – из Беларуси, Великобритании, Италии, Франции, США, в том числе из собраний Бориса Минца( Музей русского импрессионизма, Москва) и Алексея Ананьева (Институт русского реалистического искусства, Москва). Инициатор выставки посчитал очень важным представить в экспозиции ранние пейзажи Герасимова 1910-х годов, парижские зарисовки 1930-х, акварели из Индии и Китая 1950-х, иллюстрации к "Тарасу Бульбе" и "Половецкие пляски" 1955 года (любимое его полотно) из "Слова о полку Игореве". А также его «Ню», за которую художника очень хвалил Константин Коровин.

- Мне кажется, очень важно увидеть коллекцию работ Александра Герасимова целиком, - говорит Леонид Шишкин, - только в этом случае можно понять это время – эпоху 30-50-х годов, понять, как жили и чем дышали люди, как строилось новое государство, и складывалась новая элита. Ведь именно оттуда родом наши родители, у моей бабушки в деревне, помню, висела репродукция с герасимовским портретом.

- Отражая эпоху 30-50-х годов со всеми ее сложностями и противоречиями, художник показал советского человека, который наряду с всевозможными голосованиями на профсоюзных и партийных собраниях, был способен на подвиг и на созидание, - подчеркнул директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Картина-миф «Гимн Октябрю» - самая огромная на выставке, последний раз москвичи видели ее в 1949 году, на выставке – к 70- летию Сталина. Потом на полвека она исчезла даже из каталогов. Дело в том, что заранее объявленное на 6 ноября 1942 года торжественное заседание по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции в Большом театре не состоялось. А на холсте по требованию вождя было воплощено… Интересно, что в последние годы картина была самым востребованным экспонатом Русского музея, побывала на 10 зарубежных выставках - от Финляндии до Бразилии.

Огромное полотно «Главный павильон Выставки сельского хозяйства» конца 40-х-начала 50-х из минского частного собрания висит в том же зале, где «Гимн Октябрю». Изображен на нем момент посещения павильона Сталиным с ближайшими соратниками. Члены правительства выходят из павильона, и их встречает рукоплещущая масса людей, представителей, заметим, разных национальностей. На лицах улыбки радости, восторженного внимания, удивления… В 1956 году, в годы борьбы с культом Сталина, картина была приговорена к уничтожению, ее должны были сжечь. Но человек, который работал в павильоне, с риском для себя, скрутил ее с подрамника и привез себе на дачу. Там, в дровянике, работа хранилась до 2010 года, пока был жив хозяин. Потом она попала к наследникам, живущим в Минске, и они принесли ее в Галерею Шишкина, зная, что тот четверть века занимается исследованием советского искусства.

Выставка продлится с 10 февраля по 11 апреля.

Вопрос
«СВ» Министру культуры Владимиру Мединскому.

- В Беларуси объявлен Год культуры, участвует ли в нем Россия?

- Совместная работа с белорусскими коллегами идет активно - устраиваем общие фестивали, проводим взаимные гастроли. Вы знаете, что к годовщине начала Первой мировой войны на территории Беларуси совместными усилиями Союзного государства мир был реконструирован комплекс в Сморгони, сейчас рассматриваются документы на проведение комплекса строительно-реставрационных работ в Брестской крепости. Так что, ощущаем себя единым государством.

- А выставка вам понравилась?

- Для нас Герасимов - художник, которого знаем по обложкам, по иллюстрациям в учебнике истории, которую мы все изучали. Очень интересная выставка, хотелось бы, чтобы как можно больше москвичей и гостей столицы, в том числе из Беларуси, побывали здесь.

Вопрос «СВ» директору Исторического музея Алексею Левыкину.

- Сотрудничаете ли Вы с белорусскими коллегами?

- Тесно сотрудничаем - через знаменитые Слуцкие пояса, которые хранятся в Историческом музее. Мы их постоянно выдаем на выставки в Беларусь. И свои выставки представляем там, если находим финансирование. У нас есть совместные публикации, исторические архивы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил, что «принцип талиона» не всегда выгоден для России
  2. Путин поддержал идею создания координационного совета для выхода российского бизнеса на новые рынки
  3. В Литве призвали помочь Киеву вернуть мужчин призывного возраста
  4. Путин: Тенденции по инфляции в России положительные
  5. Путин: Изъятие бизнеса оправданно только в той ситуации, о которой было только что мною сказано
  6. В Росфинмониторинге рассказали, каким образом финансировался теракт в «Крокусе»
  7. Путин призвал не покрывать дефицит кадров мигрантами
  8. Глава КГБ Беларуси заявил о предотвращении атаки БПЛА на Минск
  9. Путин: Особенно важно улучшение условий труда для специалистов и в повышении их доходов
  10. Путин заявил, что пересмотра приватизации нет, изъятие ряда предприятий происходит только при ущербе безопасности страны
  11. Владимир Путин приехал на съезд Российского союза промышленников и предпринимателей
  12. В России появится поезд со спа-вагоном и сауной
  13. Глава КГБ Беларуси: Оппозиция планирует кибератаки на БелАЭС
  14. Госдеп США: Ракеты ATACMS были переданы Украине по прямому указанию Байдена
  15. Лукашенко считает ошибочным вывод стратегического ядерного оружия из Беларуси после распада СССР

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также