Серов, которого мы не видели
На знаменитую выставку в Москве четыре картины привезли из Минска
Сломали дверь в искусство
Весь мир вновь дивится русским: стоят в километровых очередях на выставку картин! Да еще в мороз. Все думали, такое могло быть только в СССР - самой читающей и любящей вернисажи стране. Добрые традиции возвращаются.
Вечером 21 января в Третьяковскую галерею был столь большой наплыв посетителей на выставку Серова, что сломали дверь. Тогда все узнали о том, насколько сильна в нас тяга к прекрасному. Беспрецедентное число посетителей - по пять, шесть и даже семь тысяч человек в день! Побиты все музейные рекорды - выставку увидели около полумиллиона человек.
До этого первое место по посещаемости принадлежало выставке Исаака Левитана. За пять месяцев ее посмотрела «всего-то» 291 тысяча человек.
- Очередь стояла к каждой картине. Вот оно, торжество подлинного искусства! - делились впечатлениями посетители.
- Я была и удивлена, и обрадована этим вниманием, - поделилась правнучка живописца Екатерина Серова. - Этот ажиотаж показывает, что наш народ, все его сословия проявляют интерес именно к классическому, к настоящему.
Планировалось, что выставка Серова завершится 17 января. Но, оценив ажиотаж, ее продлили до 31 января. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила: сами хотели бы оставить подольше, но сделать этого нельзя, так как музей имеет обязательства перед зарубежными партнерами.
В Третьяковке предполагают, что ажиотаж повторится на выставке Айвазовского, которая будет открыта в Москве с 28 июля по 20 ноября.
Хотите еще? Езжайте в Минск
На выставке Серова, подготовленной к 150-летию со дня рождения художника, представлены 250 живописных и графических работ. Здесь не только известные «Девочка с персиками» и «Портрет Иды Рубинштейн», но и не выставлявшиеся для широкой публики портрет императора Александра III и занавес для балета «Шехерезада».
Одним из значимых элементов экспозиции были картины, привезенные белорусскими музейщиками. Все они - часть основной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. По возвращении из Белокаменной в Минск они займут свое постоянное место в залах музея. Увидеть их там можно будет ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме вторника.
- Картины Валентина Серова, которые выставлялись в Третьяковке, к концу недели привезут обратно, - рассказал заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси Алексей Хоряк. - Любой желающий опять сможет их здесь увидеть. Все они приобретены в послевоенные годы у частных коллекционеров Москвы и Ленинграда нашим легендарным директором Еленой Аладовой. На мировых аукционах за них предлагают сотни тысяч долларов.
Белорусские музейщики постоянно возят картины из фондов музея на выставки в Третьяковку, и не только картины Серова. До этого были Головин, Константин Коровин, Иван Шишкин, Николай Ге.
«Внутренний вид Успенского собора», 1896 год
Этюд, как и эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», сделан во время коронации в Успенском соборе Московского Кремля для художественного альбома «Коронационный сборник».
Царская семья была работой довольна. А вот сам Серов тогда писал «Одно могу сказать, что картина мне порядком надоела».
Вместе с Серовым над альбомом работали Виктор Васнецов, Илья Репин, Владимир Маковский, Рябушкин и другие.
Этюд «Открытое окно. Сирень», 1886 год
Этюд создан в Абрамцеве, которое, по словам современников, дарило жизненную силу художнику. Написан к картине «У открытого окна. Портрет О. Ф. Трубниковой». Ольга Федоровна Трубникова (1864 - 1927) воспитывалась в доме Аделаиды Симонович - сестры матери художника. В мае 1886 года у Симоновичей в Едимонове Тверской губернии Серов встретился со своей невестой и написал ее портреты у открытого окна. Через три года они поженились и счастливо прожили в браке 22 года.
«Портрет Ольги Федоровны Томара», 1892 год
Ольга Федоровна Томара (1870 - 1952) - артистка. Дочь владельца усадьбы Киреево в Химках Федора Мамонтова и Ольги Кузнецовой - племянницы Саввы Мамонтова.
Ольга вышла замуж за Михаила Томара - титулярного советника, чиновника особых поручений в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов, члена правления и одного из учредителей общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Портрет написан в усадьбе Киреево.
«Портрет А. Г. Гиндус», 1910 - 1911 годы
Анна Григорьевна Гиндус (дата рождения не известна, скончалась в 1920 году) - владелица мастерской дамских мод в Петербурге. Обучалась моделированию одежды и портновскому мастерству в Париже в Доме моды знаменитой французской художницы-модельера Жанны Пакен.
В 1910-х изделия мастерской Гиндус были популярны в среде аристократии и интеллигенции Петербурга, некоторые из них представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея. После Октябрьской революции уехала в Париж, где содержала салон мод. Серов был в дружеских отношениях с Анной Григорьевной, ее сестрой Марией и мужем сестры Грюнбергом, управляющим журнала «Нива».