"Ну что, побатлеем?"
В Минске прошел Республиканский православный фестиваль батлеек и кукольных театров «Нябёсы»
Четыре январских дня в Минском Свято-Елисаветинском монастыре проходил фестиваль традиционного белорусского батлеечного театрального искусства, в котором участвовали 19 коллективов из Беларуси, России, Украины.
Когда один из взрослых участников обратился к зрителям, где детей было больше, чем взрослых: «Побатлеем?!», зал откликнулся полным пониманием призыва. Дети воскресной школы при монастыре хорошо знают, что такое батлейка. Не уверена, что всем известен этот удивительный вид искусства.
Откуда взялись вертепы
Прототипы вертепов, шопок, батлеек, жлобов, яселок существовали еще в античной Греции. Вертепы упоминаются в церковных службах Средневековой Европы. Через Польшу они явились в Беларусь. В те времена, рассуждая об устройстве мира, о небе и земле, пространстве и времени, отчаянно споря, ошибаясь, неожиданно определили три уровня существования человечества. Наверху, райское блаженство. Внизу - ад. Посредине - земля. Так умельцы соорудили домик-ящик с тремя ярусами и простенькими куклами. Его можно было взвалить на плечи и переходить из местечек в деревни и корчмы, показывая представления про Бога, Сатану, грозного царя Ирода, ангелов, чертей и простых крестьян.
Наивные куклы
Беларусь была признанной частицей европейской культуры и не отставала от Германии, Польши, России, Украины. Так было до начала ХХ века. Сведений о белорусской батлейке сохранилось очень мало. Батлеечные следы зафиксировали на Витебщине, в Мире, Сморгони, Докшицах. Эти старейшие коллективы существуют и сегодня. Сначала с батлейкой работали священно-служители, потом мещане и крестьяне. Сейчас - школьники, студенты и профессиональные актеры.
В наше время у батлейки появились серьезные исследователи. Среди них замечательный ученый Гурий Барышев, который доказал, что белорусская батлейка не просто один из доступных видов народного театра, а целое явление культуры, тесно связанное юго-восточными славянскими корнями. Вот почему с тех пор все батлеечные фестивали бывают представлены троицей - Россия, Беларусь, Украина. Это не только кукольный спектакль в ящике, а вид карнавальной культуры в новогодние праздники, когда появляются клоуны, все поют песни и водят хороводы. Наивная кукольная драматургия замешана как на религии, так и на национальном менталитете. В Беларуси трехъярусный домик стал двухъярусным. Не хотелось отдавать много внимания чертовщине из нижнего яруса.
Церковь стала преследовать батлейку за искажение Евангелия, а советская власть - за слишком смелые тексты о жизни народа, иногда за непристойные сюжеты. Казалось, судьба ее обречена - быть в наше время батлейке музейным экспонатом. Однако это простенькое наивное искусство продолжает жить и развиваться, потому что несет в себе духовное начало, доступным языком учит добру, отзывчивости, милосердию. Учит прежде всего детей, которым куклы понятны с рождения до юношеского возраста. Об этом шла дискуссия на конференции «Батлейка в пространстве культуры ХХІ века».
«Душегреи» и «Три Лика»
Второй фестиваль батлеек «Нябёсы», как всегда, приурочен к рождественским праздникам. Это значит, что еще не выброшены елки, сверкают разноцветные лампочки, много подарков, сладостей, веселья и музыки. Для детей - праздник. Для взрослых - профессиональное общение, обмен опытом, развитие международных связей, укрепление христианских традиций.
В фестивальные дни проходит благотворительная акция. Батлеечники выезжают в детские дома, интернаты пенсионеров, к детям-инвалидам. Артисты и публика общаются на языке искусства и дарят друг другу радость. Между спектаклями проходят концертно-игровые программы для зрителей, викторины, выступления детей из школ с театральным уклоном.
Есть у фестиваля солидное жюри из дипломированных специалистов, есть команда волонтеров, ежедневно проходят мастер-классы по соломоплетению, рукоделию, мультипликации, викторины и шоу-программы клоуна Пуговицы. Актер Андрей Трезубов не столько клоун, сколько игровых дел мастер. Дети к нему так и липнут, потому что умеет разговаривать на их языке.
К сожалению, из-за финансовых проблем не смогли приехать коллективы из Украины, но зато прислали интересный видеоматериал и даже доклад. Россию представляли коллективы из Москвы и города Пущино. «Душегреи» Светланы Рупенковой, «Бродячий вертеп» Александра Грефа, «Три Лика» Виктора Драгуна продемонстрировали высокий профессиональный уровень и были признаны лучшими. Завоевавший Гран-при театр А. Грефа существует уже 25 лет и имеет свой батлеечный фестиваль «Старый Новый год».
Председатель фестиваля «Нябёсы» и его «заводной моторчик» - актер русского театра имени М. Горького Александр Жданович. Он хорошо узнаваем белорусской детворой как многолетний (почти 20 лет) ведущий телепрограммы «Калыханка» («Колыбельная»). У него и в родном театре хватает работы, но Саша посвятил себя возрождению незаслуженно забытого батлеечного движения. На фестивале он и ведущий, и рабочий сцены, и утешитель заплакавших малышей, и заводила хороводов.
«Нябёсные» мечты
Из бесед с участниками стало ясно, что батлеечная культура прокладывает новые тропинки созданием коллективов в школах и училищах. Она активно вписывается в профессиональный театр, не только кукольный, но и драматический. Национальный театр имени Янки Купалы, театр юного зрителя, театр-студия киноактера уже создавали батлеечные спектакли, и неплохо бы к ним вернуться.
Примером пропаганды батлеечного искусства служит председатель жюри, протоиерей монастыря отец Сергий (Храпицкий), отец девяти детей, четверо из которых участвовали в фестивале.
Организаторы «Нябёс» мечтают о расширении конкурсной программы за счет приглашения коллективов из Польши, Литвы, Германии и других стран. Мечтают о профессиональном наставничестве, так как сегодня белорусские батлейки редко поднимаются выше самодеятельности. Мечтают о финансовой помощи со стороны городских организаций. Пока все делается на энтузиазме организаторов и небольшой материальной поддержке Свято-Елисаветинского монастыря. Это мечты, а на деле такой фестиваль может стать одной из крупнейших духовно-просветительских акций для подрастающего поколения.