Начинал карьеру... в электричках
Журналисты «СВ» отправились на родину певца в Екатеринбург и выяснили, как внук раскулаченных купцов стал кумиром всего Советского Союза
Петь научил политзаключенный
Мало кто знает, но Владимир Мулявин происходит из рода зажиточных сибирских купцов. До революции в его семье никто не знал бедности. Дедушка и бабушка будущего лидера «Песняров» держали свои продуктовые магазины. Но советская власть вскоре раскулачила их. В результате их сын - отец Владимира – был уже простым разнорабочим на стройке, возводил легендарный завод Уралмаш. Вместе с женой и тремя детьми ютились в маленьком бараке. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
Отец Владимира Мулявина – Георгий Арсентьевич. Родился в 1908-м году, а умер в 1962-м. Он хорошо играл на гитаре и учил музыке своих детей
Мать Владимира Мулявина – Акулина Сергеевна Палычева. Она родилась в 1914-м году. Умерла в 1963-м. Работала в цехе №34 Уралмашзавода и подрабатывала швеей. В молодости хорошо пела
- Дома у Мулявиных любили музыку. Играли и на балалайке, и на гитаре, и даже на домре (белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, – прим. ред.), – рассказывает Владимир Ведерников, директор музея Уральского рока, исследователь жизни Владимира Мулявина. - Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела. Но больше всех музыкой загорелся младший Володя.
Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, когда Вове исполнилось 13 лет, он пошел в Дом культуры Сталина. Там был детский сектор со струнным оркестром.
Рабочий поселок Уралмаша. Первое время семья Мулявиных жила здесь в бараке №7
Руководил этим кружком бывший политзаключенный Александр Навроцкий. Он-то и разглядел в Мулявине-младшем талант, едва тот сыграл ему на балалайке.
С тех пор каждый день после школы Володя до позднего вечера пропадал в ДК.
Маленький Владимир Мулявин. Настоящий интерес к музыке у него появился в 12 лет
Играл в переходах, чтобы помочь матери
Вскоре Александр Навроцкий собрал из своих подопечных ансамбль народных инструментов.
- Я появился в ансамбле, когда Володе было 15 лет. Он был самый младший, но самый талантливый, – вспоминает одноклассник Мулявина Леонид Завадский. - Партию контрабаса Вовка разрабатывал для себя сам, хотя для остальных музыкантов руководитель писал партитуры.
Духовой оркестр модельного цеха УЗТМ на трибунах стадиона в 1957-м году. Владимира Мулявина можно увидеть здесь с трубой в самом центре (третий ряд сверху, третий музыкант справа)
Но если в плане музыки у Владимира Мулявина дела шли в гору, то в семье у него все было не очень хорошо. Отец ушел к другой женщине. В итоге матери, чтобы прокормить трех детей, пришлось к своей работе в цеху добавить подработку швеей.
Тогда Владимир, чтобы хоть как-то помочь маме, стал играть на гитаре в переходах и поездах. На каждом таком выступлении Мулявин выкладывался так, будто давал сольный концерт на сцене. Прохожие и пассажиры, видя отдачу парнишки, никогда не обделяли его вознаграждением. Так что домой после таких «гастролей» возвращался с продуктами, купленными на собранные деньги.
Владимир Мулявин с оркестром на первомайской демонстрации в 1957-м году. Его можно видеть слева (в кружочке)
Отчислили из училища за джаз
В 1956-м году Владимир Мулявин, закончив восемь классов школы. Дальше путь у него был только один – в Свердловское музыкальное училище.
- Его взяли на отделение струнных инструментов по классу гитары, - говорит Владимир Ведерников. – Мулявин сразу же привлек к себе внимание всех преподавателей. Талантливый, бойкий. Постоянно занимал призовые места на местных музыкальных фестивалях. А спустя год, на втором курсе Мулявина… отчислили!
Инструментальный ансамбль ДК Сталина. Владимир Мулявин – справа за контрабасом. 1957-й год
Виной всему стало желание Владимира заниматься современной музыкой. Во время учебы он сильно увлекся джазом и вместе с еще восемью ребятами создал свою собственную группу. Как только руководство училища узнало об этом, весь джаз-бэнд исключили с формулировкой «за увлечение западной музыкой». Тогда парень впервые задумался о том, чтобы покинуть родные края.
– Вместе с братом и другом он поехал в соседнюю Челябинскую область – попытать счастья в музыкальном училище города Магнитогорска, – объясняет Владимир Ведерников. – Но в итоге не поступил, провалив экзамен по литературе.
Вернувшись в Свердловск, Владимир неожиданно узнал, что его восстановили в родном училище. Как оказалось, за него замолвил словечко его первый учитель музыки – Навроцкий. Впрочем, учиться там Мулявину уже не хотелось, и через пару месяцев он сам забрал документы.
Несмотря на то, что у Владимира было незаконченное образование, его охотно взяли на работу в Тюменское областное концертно-эстрадное бюро. А дальше у будущего «Песняра» начались своеобразные гастроли по филармониям. За два следующих года Мулявин успел поработать в Томске, Кемерово, Чите, Оренбурге и Петрозаводске. Побывал и в Минске.
– Он ездил туда со своей первой женой, с которой еще на Уралмаше вместе жил, – рассказывает Владимир Ведерников. – Мулявин удивился, насколько в Минске хорошо. Именно тогда он и решил, что хочет там жить.
К 1963-му году музыкант осуществил свою мечту и переехал в столицу Беларуси.
Фото: предоставлено Музеем истории уральского рока и музыкального оборудования