В гости зовет Беларусь!
На ВДНХ после реконструкции открывается национальный павильон
Каким он был, таким остался
Сегодня павильон «Беларусь» выглядит практически так же, как в 1954 году, когда он был построен.
- Мы старались максимально соответствовать оригиналу, - говорит директор павильона Владимир Тишуров. - Даже цвет самого здания воспроизводили по историческим фотографиям. Специалисты кропотливо смешивали краски, пока не получили необходимый оттенок. Попали точно в цвет. Реставрацию лучше всего делать не быстро, но хорошо. Мы придерживались именно этого принципа.
На открытие в 1954 году приехали тысячи белорусов со всего СССР
- Что было самым сложным за все время восстановительных работ?
- Воссоздать северный, парадный фасад здания, там, где колонны. Больше всего проблем было со второй колоннадой. Больше трех месяцев в самом начале ушло только на то, чтобы найти в Москве специалистов, способных дать заключение о тогдашнем ее состоянии. Приезжали три фирмы. Посмотрели. Отказались. Их отпугнули слишком большие разрушения. Только четвертая согласилась.
- А из Беларуси специалистов нельзя было пригласить?
- Чтобы работать в Москве, необходима специальная лицензия, а ею обладают только российские фирмы. Сложностей в общем хватало по разным вопросам. Предстоят еще работы по реставрации скульптурной группы «Труженики Беларуси». Мы их хотели снять вообще, отвезти в Минск, там восстановить и вернуть обратно на место. Но эксперты из
Москомнаследия посоветовали их не трогать - при демонтаже они могут просто рассыпаться, в таком они состоянии - с 1954 года к ним вообще никто не прикасался. Зимой реставрировать нельзя. Начнем весной. Справимся, будут как новые.
Сесть за руль БелАЗА
- А если поставить около павильона в качестве современного экспоната карьерный «БелАЗ», он сразу станет хитом среди посетителей выставки.
- И перегородит всю улицу - такая махина! Действующие тренажеры знаменитых на весь мир белорусских грузовиков и тракторов хотим поставить внутри. Испытать их в управлении сможет любой. Молодежь, уверен, будет в восторге - ощутить себя за рулем того же «БелАЗа-75600», исполина, везущего в кузове триста тонн породы. Или за рычагами трактора, пашущего землю. Может, кому-то из мальчишек это покажется гораздо интереснее, чем участь клерка в офисе. Настоящее мужское ремесло.
- Чем еще удивите?
- Планируется создать в павильоне две части. Большую - выставочную. И внутреннюю, между колоннами, - имиджевую. По центру ее разместится макет здания Национальной библиотеки Беларуси. И там же будут проводиться различные выставки. Есть еще один проект - в формате 3D. Например, экскурсия в Беловежскую Пущу, вся красота ее перед глазами, как живая, представляете?!
- А торговля? Москвичам очень нравятся белорусские продукты.
- В павильоне торговли не будет. Зато появится ресторан. Планируем открыть уже в феврале. В меню 90 процентов блюд будут чисто белорусские: драники, с которыми россияне хорошо знакомы, белорусские щи, супы. Из напитков - даже самогон. Настоящий, согревающий душу добрым теплом…
Реставрация фрески
Фреска «Социалистическая Беларусь» над парадным входом в павильон, настоящий шедевр монументальной живописи, больше тридцати лет был наглухо скрыта. Забита фанерными листами, замазана толстым слоем штукатурки.
Фреску заколотили фанерой на 60 лет. В послевоенное время эта роспись считалась обычной, а теперь - шедевр. Автор фото: Владимир Коробицын
- А там, где гуси, на левой стороне, и колхозник с мешками картошки - на правой, изображение полностью уничтожили, прорубив оконные проемы. Состояние было ужасное, - рассказывает Игорь Езерский, глава реставрационной фирмы, проводившей работы.
С фанерой было легче - ее просто отодрали. Штукатурку смывали специальным составом.
- Авторов первоначальной росписи мы не искали - шестьдесят лет ведь прошло. Хотя по опыту могу сказать, что тогда, в начале пятидесятых, над фреской работали два человека: мужчина и женщина. Это чувствуется по манере письма. У женщин она мягче, теплее.
Утраченные участки восстанавливали по сохранившимся фотографиям. Даже зимой роспись не прекращали. Фасад укутали в так называемые тепляки. Круглосуточно работали тепловые пушки.
- С майоликой на колоннах также пришлось изрядно поработать, - добавляет Езерский. - Во многих местах она была варварски сбита. Но, к счастью, все узоры сохранились очень хорошо. По ним наши мастера больше года восстанавливали исчезнувшие фрагменты, используя технологию холодного обжига.
В стиле «Сталинской эклектики»
Проект Белорусского павильона на главной выставке страны отразил дух советской эпохи.
Его автор знаменитый советский архитектор Григорий Захаров. Одно из его монументальных творений знает весь мир - памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянке в Москве создан в соавторстве со скульптором Евгением Вучетичем.
Проект продолжает традиции русского классицизма. Стиль отличает синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Колоннаду парадного входа проектировал уроженец Иркутска, архитектор Иннокентий Мельчаков, создавший ансамбль главного входа ВДНХ.
Майолику на колоннах восстанавливали целый год. Автор фото: Владимир Коробицин
«Среди новых сооружений главной выставки страны выделяется жизнерадостной праздничностью павильон Белорусской ССР. Легко вздымающаяся масса сооружения, входная часть с колоннадой, за которой раскрывается полуциркульный дворик, использование цветной керамики на белом фоне - все вместе создает ощущение легкости, нарядности», - писала в 1954 году одна из московских газет.
Трижды рожденный
На своем веку здание пережило две перестройки и смену имени.
Белорусский павильон на ВДНХ, построенный в 1937 году еще как деревянное здание, изначально был объединенным - «Белорусской ССР, Западной, Калининской, Ивановской, Ярославской областей». А полностью белорусским стал через год. С началом Великой Отечественной войны и до 1949 года, как и вся ВДНХ, был закрыт. Новое здание выстроено уже в камне в 1954 году.
Таким павильон был в 1937 году
В середине 60-х годов при реконструкции всей ВДНХ из национального павильона превратился в отраслевой и стал называться «Электротехника».
Смена имени обернулась варварской «модернизацией» под популярные дизайнерские веяния тех времен. Колонны вводного зала были зашиты металлическими панелями. Окна под куполом занавешены наглухо стеклотканью. Мозаичные полы выставочного зала закрыты популярной тогда мраморной брекчией - каменными обломками, схваченными цементом.
В девяностые годы в павильон шумной цыганской толпой нагрянули торговцы-челноки. Ларьками и прилавками оказался заставлен каждый живой метр площади. Базар-вокзал среди монументальных колонн - смешно и грустно. Но такое тогда было время. Здание разрушалось, но никому до этого не было никакого дела. Одни драли арендную плату, другие обдирали покупателей.
Шанс к новой жизни появился после того, как по инициативе Владимира Путина в рамках программы возрождения ВДНХ несколько павильонов бывших союзных республик были сданы им в аренду по символической плате - 1 рубль в год, при условии их полной реставрации. Из всех только Беларусь выполняет условия арендного договора. На сегодняшний день в восстановление исторического памятника уже вложено 600 миллионов рублей.
И в будущее
Восемь экранов на гранях «бриллианта»
Вот так, по замыслу белорусских дизайнеров, будет выглядеть интерьер внутренней части павильона уже в ближайшее время.
В центре колоннад (верхний снимок) появится в уменьшенном виде знаменитый минский «бриллиант» - стилизованный макет здания Национальной библиотеки Беларуси. На восьми телевизионных экранах будут демонстрироваться тематические программы - о промышленных предприятиях, о людях, о потрясающей природе республики. А в остальной части зала, помимо выставочных площадей, разместится уютный и вполне демократичный по ценнику ресторан (нижний снимок). Блюда национальной кухни будут готовить лучшие повара Беларуси.восемь экранов на гранях «бриллианта»
Венец творения. В небе золотом сияет!
Уникальную фигуру успели спасти от полного разрушения.
После ремонта скульптура простоит не меньше века. Автор фото: Владимир Коробицын
Здание венчает знаменитая скульптура «Мать-Беларусь». На солнце сверкает, как золотая. Она на самом деле облицована позолоченной смальтой.
Когда начинали реставрировать, вид у нее был просто страшный - вся в трещинах, железная арматура во многих местах сгнила, пришлось скульптуру вскрывать, менять. Из 96 м2 старой смальты, покрывавшей фигуру, сохранилось только 8. Остальное пришлось срубить, вычистить. Новая смальта, кстати, российского производства. Хотели сначала взять итальянскую. Но российская оказалась ничуть не хуже по качеству и дешевле. После специальной термической обработки она становится, по сути, вечной. Ей не страшны ни дождь, ни жара, ни морозы.