Корреспондент «СВ» заглянула в мастерскую скульптора Владимира Слободчикова и расспросила о том, как создавался памятник.
- Владимир Иванович, памятники Святейшему Патриарху Алексию II уже есть в Йошкар-Оле, в Москве, на острове Валаам, в Таллине. Это не мешало вам найти свой образ?
- Создавая свои скульптуры, я ни с кем не спорю и не соревнуюсь. Я передал свое видение образа Алексия II, отразив в памятнике как физическую схожесть с конкретным человеком, так и художественное обобщение его духовной мощи. Памятник нетрудно сделать похожим на прототипа, сложно вдохнуть в него дух, оживить образ. Я должен почувствовать, что между скульптурой и мной есть духовно-ментальная связь. Когда много времени проводишь в мастерской, полностью погружаясь в творчество, в какой-то момент кажется, что скульптура оживает, наблюдает за тобой. Мистика! Но именно в такие моменты понимаешь, что дошел до важного этапа, когда материал перестает быть материалом, а становится будто бы живым существом. Вспомните Пигмалиона, который так сильно полюбил статую Галатеи, что Афродита, тронутая его чувствами, оживила скульптуру. Миф, но в нем все сказано про творчество.
- Первое, что меня поразило в вашей скульптуре, - это то, что в ней очевидны и масштаб личности патриарха, и его земная человеческая природа.
- Именно сочетание простоты и величия подкупило меня в святейшем Алексии II. К сожалению, лично я с ним не встречался, но перед началом работы ознакомился с документами, книгами о нем, пересмотрел фотографии, прослушал его проповеди, изучил высказывания современников. Подготовка к работе была сложной, но интересной. Я впервые работал именно в такой тематике - для меня было честью создать памятники Святейшему Патриарху. В Беларуси их два: один находится в Витебске, другой - в Минске. В Витебске скульптура получилась более статичной. В Минске мы видим, как патриарх поднимается по гранитным ступеням к храму Всех Святых Минской епархии. Три ступени - именно столько раз Алексий II посещал Беларусь. Он здесь - простой странник, совершающий путь духовного восхождения вместе с верующими. Особенностью памятника является и то, что он - в движении к храму, призывает людей идти к Богу.
- Как складывалась ваша работа в союзе с такими яркими личностями, как Федор Повный и Игорь Морозов?
- С архитектором Игорем Морозовым наш тандем сложился давно. Совместные работы есть в Могилеве, Светлогорске и даже в Германии. Мы понимаем друг друга с полуслова. Но именно протоиерей Федор Повный выступил не только инициатором создания памятника Святейшему Патриарху в Минске, но и духовным вдохновителем нашей совместной работы. Протоиерей Федор Повный был близко знаком с Алексием II, и он подсказывал, на что обратить внимание, где сделать акцент. Каким должен быть прищур глаз, взгляд, как должна лежать ряса, клобук - без таких деталей трудно добиться достоверности, образности. Они важны в работе скульптора, ведь именно через детали раскрывается образ человека. Хочу подчеркнуть, что коллектив у нас сложился дружный, работали в полном взаимопонимании. Вместе решали, в каком именно месте установить памятник, как лучше сделать постамент и обустроить территорию возле скульптуры, как создать эффект движения и убрать статичность.
- Скажите, какие тенденции сегодня определяют искусство скульптуры?
- Сегодня скульпторы все чаще обращаются к истории. Не так давно я создал памятник Валентию-Вильгельму Ваньковичу. Это белорусский художник XIX века, представитель романтизма. Одна из его картин недавно вернулась в Беларусь. А совсем недавно о великом художнике и не вспоминали. Скульптура востребована во все времена. Да, сейчас можно говорить о том, что искусство теряет свои позиции в обществе, люди становятся прагматичными, в них пропадает дух романтики. Но я убежден, что искусство никогда не утратит своей значимости для людей восприимчивых, неравнодушных. У каждого времени свои особенности.
- Но сегодня можно на компьютере создать почти любую скульптуру.
- Сегодня скульптору помогают в работе компьютерные технологии, при помощи специальных программ многое можно сделать быстрее и качественнее. Но у иных это убивает желание работать с материалом. «Рукотворение» отошло на второй план. Зачем творить самому, если можно сделать виртуальную картинку? Поскольку я преподаю в Академии искусств, наблюдаю за молодежью, вижу, что многим хочется делать все быстро, юрко. А скульптура требует внимания, времени, усидчивости, надо прочувствовать материал, с которым работаешь, привыкнуть к нему. Для художника вообще важно быть трудоголиком, а еще - быть честным и откровенным перед самим собой.