С 15 по 25 июня на сцене Белорусского музыкального театра пройдут гастроли Ставропольского театра драмы им. М. Лермонтова. Старейший театр России впервые за 170 лет приезжает в Беларусь. Везут лучшие спектакли – мюзикл Юлия Кима «Недоросль», бродвейский хит «Одолжите тенора», международный проект «Колыбельная для Гамлета», фантазию Кима Брейтбурга «Леонардо», «Кастинг» Юрия Еремина.
О гастролях в Минске рассказал директор Ставропольского театра драмы, заслуженный работник культуры РФ Евгений ЛУГАНСКИЙ:
– С главным режиссером минского музыкального театра Михаилом Ковальчиком мы знакомы еще с тех пор, когда он работал в Пятигорске главным режиссером театра, а я – министром культуры Ставропольского края. Все спектакли, которые пятигорский театр привозил в Ставрополь, я смотрел, и мне они очень нравились. И когда я увидел в Минске его мюзикл «Софья Гольшанская», понял, что Михаил Станиславович должен поставить спектакль и у нас.
– Чем вас покорила «Софья Гольшанская»?
– Интересная тема, блестящий актерский состав. Главный секрет успеха не в том, чтобы правильно взять верхнюю ноту, очень важно не забывать об актерской игре. А как принимали спектакль! Сколько восторга и гордости было у белорусов за свою историю. Получился очень красивый спектакль. У нас Михаил Ковальчик поставил мюзикл Леонида Эйдлина и Юлия Кима «Недоросль». В этом масштабном спектакле 33 музыкальных номера. Вы увидите его в Минске. Эйдлин адаптировал язык Дениса Фонвизина к нашим реалиям. С директором Белорусского музыкального театра мы обсудили возможность обменных гастролей. Например, в сентябре: в июне люди уезжают на дачи, за город, студенты уходят на каникулы.
– Несмотря на то что театр у вас драматический, складывается впечатление, что уклон берете все больше музыкальный и развлекательный?
– В репертуаре есть все: и драма, и музыкальные спектакли, и пластика. И, судя по реакции зрителей, мы угадываем их желания. Город у нас не очень большой – 450 тысяч жителей, и более 120 ежегодно посещают наши спектакли. – Когда вы работали министром культуры Ставропольского края, вам задолго до сегодняшних скандалов пришлось защищать от нападок рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», которую привозили в Ставрополь на гастроли из Санкт-Петербурга. Как вам кажется, почему все чаще случается недопонимание между театром и зрителем? – С основной частью зрителей у нас никакого недопонимания нет. Агрессию видим со стороны единиц, у кого, полагаю, свои представления об искусстве. Но и с этой частью зрителей надо уметь разговаривать, достучаться до их разума.
– Как бы вы охарактеризовали эстетику вашего театра? Под чьим влиянием она формировалась?
– Актер Николай Рыбаков, который когда-то начинал в нашем театре, стал прототипом Несчастливцева в «Лесе». Можете представить, какая это человеческая и творческая планка?.. Есть такое понятие – «живой театр», это театр не представления, а проживания. Наши старики сумели нам это передать, а мы – сохранить. К нам приходили разные актеры, бывало, и заслуженные, и талантливые, но, увы, не вписывались в стиль работы и выбивались из ансамбля. Чтобы работать в нашем театре, профессионализма мало, нужны душа и сердце.
– Существует ли, на ваш взгляд, различие между театрами Беларуси и России?
– Думаю, нет. Спектакль «Софья Гольшанская» имел бы столь же ошеломляющий успех и на нашей сцене. Потому что в нем можно сопереживать и сочувствовать, в нем есть душа. На этом, собственно, и держится культура России и Беларуси. Даже комедию надо наполнять человеческими чувствами. Например, у нас есть постановка «Страсти по Торчалову». Не каждый театр ее осилит. Спектакль очень неожиданный. Но от знатоков слышал, что наша версия понравилась им даже больше, чем московского Театра на Малой Бронной. Так что приходите – сами все увидите.