Документальный фильм белорусского режиссера Анастасии Мирошниченко «Перекресток» был снят без господдержки и какой-либо другой финансовой помощи и давно вышел за рамки предмета искусства и стал социальным проектом. Фильм рассказывает о гомельском художнике Валерии Ляшкевиче, который больше 20 лет живет на улице, ночует на вокзале, но при этом ведет активную творческую жизнь.
Пишет картины и выставляет их на продажу у камер хранения. Летом продает картины в Санкт-Петербурге и всегда ведет беседы со зрителями. Свои работы Валерий называет «шедевриками» и считает, что несколько из них позволяют ему быть уверенным в том, что жизнь прожита не зря. Фильм разделен на части – зима, весна, лето, осень и снова – зима. Что символично: мотив утекающего времени, цикличности всего земного, в котором ничто не вечно и – неизменно. Разделение на главы обусловлено сюжетом, который должен показать, как бездомный человек выживает зимой, за что не любит дождь и насколько успешно продает свои работы в погожие летние дни. Валерий ничего не боится так, как дождя: невозможно выставлять работы, нельзя спать, где захочется, не высушишь белье (надо сказать, что художник – редкий чистюля, хоть это и «влетает ему в копеечку»).
Картина – своеобразное бытописание года жизни художника – под аккомпанемент его рассуждений. Никаких сантиментов, неестественного моделирования – картина предельно искренняя, выверенная, точная. Анастасия Мирошниченко снимала фильм за свой счет. Съемочная группа работала на энтузиазме, самая дальняя командировка была в Санкт-Петербург. Производство картин за собственные деньги – сегодня тенденция в Беларуси. Возможно, это связано с кризисом и сложной системой бюджетного финансирования. Чаще всего в итоге получается дилетантское кино, но с «Перекрестком» – иной случай.
Мирошниченко окончила Белорусскую академию искусств по специальности «режиссер кино и телевидения», работала над документальными фильмами и телепроектами в «Белвидеоцентре». Картина «Перекресток» помогла своему герою: художник выставился в Национальном художественном музее, получил профессиональные отзывы о творчестве и, все надеются, скоро переедет в собственный дом. Родом Валерий из деревни в Гомельской области, учился в Брянском художественном училище. Рано осиротел. Дважды поступал в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но неудачно. Прожив 15 лет в Петербурге, в середине 90-х решил съездить в Гомель, где была организована его выставка, а имя внесено в энциклопедию белорусских мастеров. Когда вернулся в город на Неве, узнал, что жить ему негде.
Решил вернуться в родную деревню. Но в родительский дом не пустили родственники, так Ляшкевич оказался на улице. Сегодня на имя художника открыт счет в банке для пожертвований на дом. Валерий отказывается от съемного жилья, чтобы быстрее собрать нужную сумму. Гомельский художник… Можно ли человека привязывать к определенной географии, если у него нет дома, прописки, если его «нет в базе»?
Мы застряли в социальных условностях и скоро действительно, как в антиутопиях, если имени не будет в базе, не будет и нас. Вот только глядя на голубоглазого Валерия Ляшкевича, слушая его разумные слова, наблюдая за незатейливым бытом, понимаешь – нам не нужны базы, чтобы быть. И, возможно, Валерий больше всех нас – есть. Уже несколько кинофорумов отметили «Перекресток» наградами на фестивалях документального кино в России, Польше, Беларуси. После шествия по фестивалям картину, вероятно, покажут по телевидению, затем автор оставит его в свободном доступе в Интернете.