История старшеклассников-инвалидов, отчаянно борющихся за свое право занять место под солнцем в этом жестоком мире, рассказана со страстью молодого сердца, способного к состраданию. А главное – с верой в победу добра. Поэтому жестко снятая картина (приз лучшему оператору Федору Стручеву) так трогает сердца людей и на финальных кадрах непременно вызывает аплодисменты (диплом жюри актрисе Марии Поезжаевой). Но подлинным триумфатором фестиваля в Год литературы стала картина Веры Глаголевой «Две женщины», получившая призы за лучшую режиссуру и лучшую музыку (Сергей Баневич). А также лучшие мужскую (Рэйф Файнс) и женскую (Анна Астраханцева) роли.
Поэма о неутоленном горении страсти двух женских сердец на фоне размеренной жизни в летнем помещичьем имении – что более этого может стать бальзамом на души зрителей, уставших от ужасов жизни. Фильм снят по мотивам тургеневской пьесы «Месяц в деревне». Но в этом на первый взгляд спокойном материале режиссер сумел ловко расставить акценты и показать, к каким непредсказуемым последствиям приводит война сердец.
Вере Глаголевой удалось удивительно тонко соединить два мира, два века, двух женщин. Фильм бурлит тургеневскими мотивами и освежает ваш взгляд на мир. Иное дело – «Клетка» Эллы Архангельской, снятая по мотивам «Кроткой» Достоевского (автор сценария Юрий Арабов). Достоевский здесь дополнен образом реальной клетки, в которую добровольно заходим мы все, становясь семейными людьми. В ткань повести Достоевского внедрен темпоритм современной жизни – Неизвестный с безумным взором (Даниил Спиваковский) носится по улицам Петербурга, его монолог у гроба Кроткой превращен в диалог со священником современного вида, да и сама Кроткая (Елена Радевич) в ретро-сне героя из ангела превращается в демона, в палача. Вот таков Достоевский сегодня.
Заявка любопытная, и, заметьте, зритель, в отличие от критиков, пылко обсуждает фильм, объявляя картину «поворотной точкой» в экранизациях. Ну а за классиков отдувался давно знакомый нам Антоша Чехонте из «Братьев Ч» Михаила Угарова. Все помнят – один дачный день из жизни семьи Чеховых. Антону-Павловичу – 25, но отцом семейства можно считать его, содержащего разношерстное сообщество родственников, так мешающее ему определиться с личной жизнью. На мой взгляд, это чувственный, яркий фильм – в нем есть новое открытие Чехова, свежая нота в звучании. Приз зрительских симпатий вручили фильму Сергея Никоненко «Охота жить» по мотивам рассказов Василия Шукшина, а приз читательского жюри – неигровому фильму Андрея Осипова «Вождем буду я!» – о поэте Валерии Брюсове. Лучшим неигровым фильмом жюри признало картину «Варлам Шаламов. Опыт юноши».
В составе жюри под руководством актрисы и режиссера Елены Цыплаковой работали оператор Александр Антипенко, актер Юрий Беляев, директор Музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Георгий Василевич и композитор Евгений Дога. Читательское жюри возглавил вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков СК России, литературовед, киновед, телеведущий Андрей Шемякин. К 70-летию Великой Победы в ретроспективе на фестивале показали фильмы военных лет – «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова, «Кутузов» Владимира Петрова, «Фронт» братьев Васильевых, «Александр Пархоменко» Леонида Лукова, «Котовский» Александра Файнциммера, «Новые похождения Швейка» Сергея Юткевича. В рамках фестиваля прошел «круглый стол» «Военная слава России: факты и парадоксы», выступили писатель и режиссер Алексей Симонов и директор Музея-заповедника М.А. Шолохова в Вёшенской Александр Шолохов. Зал Центральной городской библиотеки им. А.И. Куприна был переполнен, тема задела за живое, гатчинцы задали много вопросов выступавшим, рассказали и о своем. В программе «Панорама» был показан лучший фильм Алексея Симонова «Отряд». На фестивале состоялись творческие встречи с Натальей Крачковской, Светланой Светличной, Вениамином Смеховым. На церемонии открытия Сергею Юрскому, который в этом году отмечает 80-летие, был вручен спецприз кинофестиваля «За заслуги в отечественной кинематографии».