Видимо, об этом забывают те, кто в канун великого праздника Дня Победы пытается эпатировать публику демонстрацией нацистской символики.
Что это: невежество, цинизм или провокация? И как бороться с подобными проявлениями? Власти Москвы намерены в ближайшее время провести рейд по торговым точкам с целью обнаружения и изъятия любых материалов и предметов со свастикой и прочей запрещенной символикой. Очевидно, что толчком к подобным решительным действиям стал недавний скандал в Центральном Детском мире. Напомним эту историю: на витринах были выставлены солдатики с символикой СС.
Но внесем ясность: это не солдатики для игры в одноименную игру, а готовые образцы стендового моделирования (когда берется фигурка из пластика или другого материала и раскрашивается. При этом нужно предварительно изучить особенности униформы, атрибутики, оружия). Такое безобидное хобби не имеет ничего общего с пропагандой. И люди, которые этим занимаются, как правило, взрослые, хорошо знают историю и способны сделать правильные выводы. Но почему нужно было выставлять на стенд именно солдат вермахта, а не советских или союзников? И почему именно в Детском мире? Хочется верить, что сделано это было просто по невнимательности и некомпетентности. Или в угоду бизнесу – привлечь внимание эпатажем.
«В любом случае недопустима продажа такого рода изделий в магазине для детей, – говорит публицист, журналист и историк Армен Гаспарян. – Во всем мире такие модели продаются только в специализированных магазинах для коллекционеров и историков. То же самое с литературой. Да, в Германии изданы дневники Геббельса, и они доступны для исследования историков, но вы не купите их в обычном книжном магазине».
Все эти истории имеют один корень – невежество. И бороться нужно именно с ним. Осенью прошлого года в России был принят закон «О запрете на пропаганду или публичное демонстрирование символики организаций, сотрудничавших с фашистами или отрицающих итоги Нюрнбергского трибунала». Но история показывает, что одними запретами жить и думать не научишь. Более того, есть опасность перегнуть палку – скатиться к тотальным запретам и новой «охоте на ведьм».
Как случилось недавно в Смоленске. Местную журналистку Полину Данилевич суд признал виновной и приговорил к штрафу в тысячу рублей. Девушка разместила на своей страничке в соцсети старую фотографию своего двора, сделанную в годы оккупации Смоленска немцами. Хотела рассказать о том, что в ее доме было партизанское подполье. Но внимание обвинителей привлек вовсе не этот факт, а совсем другое: на одном из домов во дворе был виден водруженный флаг со свастикой – что часто делалось немцами на оккупированных территориях. За размещение такого фото журналистку обвинили в публичном воспроизведении нацистской символики. Что же теперь? Запретить фотографии нацистов на исторических выставках?
Заклеить «купюрами» свастики на нашивках в фильме «17 мгновений весны»? Пахнет абсурдом. Тотальные запреты приводят к обратному эффекту: запретный плод всегда слаще. «Всему свое время и свое место. Если это является деталью образовательного проекта – предположим выставки, рассказывающей о преступлениях нацизма, или фестиваля исторической реконструкции – такие фотографии, кинохроника и униформа допустимы к показу. Главное то, что мы хотим сказать этим подрастающему поколению, – считает руководитель департамента информационной политики Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов.
– Но, согласитесь, недопустимо, чтобы человек в форме вермахта раздавал рекламу у метро!» Главное средство для профилактики безумия и очарования злом – это просвещение, начиная с уровня семьи и школы и заканчивая просветительской работой на уровне государства. «Нужно учить свою историю, биографии своих дедов и прадедов. Тогда не возникнет желания восхищаться нацистской униформой от Hugo Boss», – комментирует Армен Гаспарян.