А идеальная мастерская для нее – любимый дачный сад в родной Армении, где она творит под сенью ореховых деревьев. Наша газета уже не раз писала о мастерах из Международной творческой ассоциации фитоколлажистов «Флориссима», в которой художники создают картины из природных материалов – цветов, листочков, песка, глины, пуха, семян, накладывая их на живописную основу. Ассоциация объединяет мастеров из трех стран – России, Беларуси и Армении.
Участники «Флориссимы» уверены, что скоро к ним присоединятся и мастера из Казахстана, и тогда ассоциация превратится в почти «евразийский творческий союз». Сегодня расскажем о художнице из Еревана Нелли Даниелян, сопредседателе «Флориссимы», члене Союза художников Республики Армения. Работы Нелли выставлялись в галереях России, Армении, Беларуси, Греции, Грузии, Чехии, Австрии. Нелли родилась в Армении, но уже много лет живет и творит в Москве. В один из хмурых и прохладных дней мне посчастливилось побывать на выставке Нелли в Москве – и словно телепортироваться за тысячи километров туда, где уже наступило лето и ощутим запах спелых фруктов и южных цветов.
Творчество Даниелян многогранно: от традиционной армянской миниатюры до кубизма и авангарда. Вот таинственные переплетения из цветов, которые соединяются с плавной вязью армянских букв. «Таким образом я решила представить фрагменты из книги «Песни скорбных песнопений» – лирико-мистической поэмы армянского философа и богослова Григора Нарекаци, жившего в 955-1003 годах, – поясняет Нелли. – Это слова молитвы, обращения к Богу как началу начал. Я облекла их в художественную форму, использовав батик, тушь, бумагу и флористика.
Другие работы Нелли выполнены в древней армянской технике вышивки – мараш, известной с XIII века. Это долгая и кропотливая работа – поэтому древние мастера украшали при помощи этой техники только уголки скатертей. Материал тоже непростой – карабахский шелк. При этом сюжеты – вполне современные. К примеру, в работе «Одна в толпе» актуальна тема одиночества в суете большого города.
«У меня женский взгляд на мир», – признается Нелли. И действительно, во всех ее работах присутствует женский образ – он просто меняется. От девичьего – к зрелому, от наивного – к мудрому, от восторженного – к умиротворенному. Серия работ под названием «Кватро» – своего рода психологический тест. «Безмятежность» – это девочка, сидящая в цветке, которая пока еще в поисках себя и ожидании любви. «Ослепительное головокружение» – молодая женщина, окрыленная любовью. «Диалог с собой» – переход от молодости к зрелости. И, наконец, «Размышление» – взгляд на мир состоявшейся женщины.
Эта серия-тест помогает женщинам понять, в каком периоде жизни они находятся в данный момент – в зависимости от того, какая картина им нравится. А мужчинам – какой тип женщины им подходит. Как же рождаются все эти образы? «Мотивы картин я вижу во сне, – признается Нелли. – Просыпаюсь – и чувствую в себе сильнейшую творческую энергию. Тут же сажусь за работу. Думаю, так и должно быть у художника – образы должны рождаться в сознании. Научиться рисовать с натуры может каждый, но не каждый способен передать свои мысли и чувства. Художником нужно родиться». В рамках выставки в Витебске, в составе интернациональной команды мастеров, художница провела благотворительный мастер-класс для воспитанников детских домов. Говорит, что дети заряжают прекрасным настроением, а настроение для мастера имеет большое значение.
«Стоит ли браться за кисть, когда тебя переполняют агрессия, боль, тоска или отчаяние? Нужно ли выплескивать это на зрителя?» – задаю вопрос художнице. «Любому настроению нужен выход, – считает Нелли. – Иногда в плохом настроении можно создать гениальное произведение. Но важно помнить, что ты несешь ответственность перед зрителем. Лучше всего – дать выход эмоциям, написать картину, но оставить ее в своей личной коллекции. У меня есть картины, которые я написала в подавленном состоянии духа. Одна из них – о войне в Нагорном Карабахе, которая унесла жизни моих одноклассников. Но ее я никому до сих пор не показывала». Недавно Нелли стала почетным гостем на выставке «Мой армянский народ», открывшейся в Ереване и приуроченной к скорбной дате – 100-летию геноцида армян.