Минские театралы старшего поколения помнят гастроли Таганки в 1979 году: «Мастер и Маргарита», «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. И вот спустя 35 лет – новый спектакль, покоривший за два года зрителей от Сеула до Парижа.
«Нет лет» – постановка в лучших традициях Таганки, которая всегда славилась поэтическими спектаклями, а актеры – необыкновенным чувством слова. Для них поэзия – родная стихия. Достаточно вспомнить «золотой век» Таганки: «Антимиры» по Вознесенскому, «Послушайте!» по Маяковскому, «Пугачев» по Есенину, «Под кожей статуи свободы» Евтушенко. К поэзии Евтушенко вновь обратился Вениамин Смехов – режиссер и исполнитель. Соединив поэзию, мемуарную прозу (в том числе разного толка статьи в печати) с песней, музыкой, танцем, Смехов получил удивительно яркий драматургический материал.
На сцене соединились воедино мастерство, многолетний опыт и неугасимая энергия старой таганской школы (Вениамин Смехов, Татьяна Сидоренко, Алексей Граббе, Анатолий Васильев) с ярким талантом, невероятной пластикой и темпераментом молодых артистов (Александра Басова, Дмитрий Высоцкий, Мария Матвеева, Полина Нечитайло, Анна Николаевская). Много повидавшие на своем веку, уставшие, но готовые доказать, что есть еще порох в пороховницах, «ветераны» («Пришли иные времена.\Взошли иные имена…») и окрыленные, дерзкие, влюбленные «неветераны» («Я шатаюсь в толкучке столичной \Над веселой апрельской водой, \Возмутительно нелогичный, \Непростительно молодой»). Казалось бы, говорящие уже на разных языках, они поют об одном. Потому что есть вещи, над которыми время не властно. «Нет лет для всех Ромео и Джульетт. \В любви полмига – полстолетия. \Полюбите – не постареете – \Вот всех зелененьких кузнечиков совет», – поют и «ветераны», и «неветераны».
Каждый актер на сцене, как человек-оркестр, с полуслова ловит эмоции партнеров, и вместе они рождают вихрь слов, звуков и чувств. И зрителя увлекают так, что ему хочется, чтобы этот уличный праздник, где играют труба и скрипка, рояль и контрабас, не заканчивался. Стихи Евтушенко звучат самых разных периодов, но неизменна царящая на сцене атмосфера 60-х. Толкучка в трамвае, обшарпанные ступени коммуналки, пионеры с горнами, потрепанные запрещенные книжки под лагерными ватниками, песни под гитару во дворе.
«Стихи Евтушенко, и социальные, и политические – кристально честны и сильны, – говорит актриса Анна Николаевская. – Они затрагивают самые глубокие струны души и не дают возможности для сомнений и отступления». В этих стихах и мелодиях воскресают образы тех, кто олицетворял собой эту эпоху. «Уходят люди... Их не возвратить…\Их тайные миры не возродить.\И каждый раз мне хочется опять \от этой невозвратности кричать…» Под эти строки труба играет мелодию из «Бумбараша», и на экране появляется портрет Валерия Золотухина.
Знаменитый артист не дожил до премьеры «Нет лет», и спектакль посвящен его памяти. И пускай все глубже в историю уходят времена, когда поэзия собирала стадионы, когда люди читали стихи у памятников поэтам – любовь к поэзии не изъять из души нашего человека, это нечто ментальное. Полина Нечитайло побывала в Минске впервые и уже скучает по радушной публике. «Минский зритель, конечно же, искушенный, но было видно, как он внимает каждому слову, как чутко реагирует на спектакль. Для актеров это так важно», – говорит актриса. Главное, что пробуждают в зрителях актеры, – это искренность. В первую очередь перед самим собой. И потому столь глубоки эмоции в зале. Зрители долго не отпускали артистов, аплодируя стоя, многие не скрывали слез. «Нет лет, нет лет….» – звучит рефрен в конце спектакля. Нетленна поэзия, нетленны любовь и искренность.