САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Валентин КУРБАТОВ

Ушел последний классик

Великий русский писатель Валентин Распутин будет похоронен на Смоленском кладбище в Иркутске рядом с женой и дочерью

Когда писателя знаешь полжизни, пишешь о нем книги, постепенно он и сам становится для тебя «текстом». И ты читаешь его книги и судьбу, как «собрание сочинений», пока однажды не увидишь, что «текст» стал твоим сердцем, твоей любовью, твоей жизнью. Литература теряет свои литеры и опять делается болью и светом, тьмой и победой живой повседневности. 

Или даже и не так, а наоборот, понимаешь, что литература и есть единственно подлинная жизнь, свидетельство того, чем мы были, отчего страдали, во что верили и что будет нашим ответом перед Богом. Когда Валентин Григорьевич уже болел, я все перечитывал его последнюю мучительную повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», после которой писатель уже не брал пера для больших книг, потому что это и прочитать без боли нельзя, а уж написать никакого сердца не хватит. 

И думал, думал, куда же, если выберется из болезни, после этого страшного опыта будет выходить писатель и куда следом за ним будем править мы. Да и как я сам, если еще придется писать о нем, буду поворачивать к возрождению, куда мы обычно поворачиваем из всех наших драматических контекстов, потому что выучились этому всем ходом нашей литературы. А вот подошел край и тут уже ясно, что одними словами о возрождении не спасешься. Подлинно – край! Ведь как-то по всему ходу повести видно, что она была не очередной, а подлинно последней в неукоснительном ряду, будто год за годом всё к ней шло. Сыпалось, сыпалось и вот чем кончилось. Всё под горку, под горку, до самого дна. Помните, как Дарья-то в «Прощании с Матерой» говорила о горящей своей избе, о деревне, о жизни, – «пое-е-хала». И вот «доехала». 

А мы и возмутиться, и спросить с кого-то не имеем права. Потому что не вдруг ведь все случилось, а в том числе и при нашем попустительстве вон сколько «ехало». А художник никогда не молчал. Он все годы стоял, как любимый нами в 60-е годы мальчик Холден Колфилд из повести Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (всегда мы чужих детей слышали лучше, чем своих), над этой самой пропастью и удерживал нас над нею, ловил, остерегал, кричал. Все перепробовал, но мы всё летели на беспамятство, как на огонь. Он, кажется, один был так неукоснительно последователен среди товарищей, которые могли и на другие сюжеты отвлечься, и в «историю сходить». А он держал святую плоть уходящей деревенской жизни, потому что знал – в ней весь наш дух, наша память, наша вера и наше спасение. Ему давали Государственные премии, делали Героем Труда, а он будто не видел ни чести, ни славы, потому что пропасть не отодвигалась и, значит, как порой в отчаянии казалось, голос его не был слышен. И высокие комитеты, депутатство, Президентский совет нужны были всё для того же крестьянства-христианства, для удержания памяти, для спасения перед исторической бездной, чтобы не надо было русским старухам со своей землей и любовью оставаться на дне рукотворных морей, а русским женщинам брать в руки обрез и принимать на себя функции государства.  Раз оно само не хочет выполнять то, что обязано. 

Все, кто читал его год за годом (а хочется, чтобы все), видели, что он всегда, с самого начала, с «Василия и Василисы», с «Денег для Марии», слушал больное русское сердце, ища ему исцеления. Он всегда был неудобен и всегда (как Церковь в ее высоком и правильном понимании) «мешал нам жить» в наших слабостях и меньше всего обманывал себя и других «возрождением», потому что всегда имел слишком острое зрение. Он умирал вместе с Анной («Последний срок»), уходил под воду с Дарьей («Прощание с Матерой»), погибал с Настеной («Живи и помни»), брал обрез с Тамарой Ивановной («Дочь Ивана, мать Ивана»). Он знал мужество скорби и одиночество смерти и всегда был тем, что есть, с нерушимой кристаллической решеткой. Теперь уже навсегда ясно, что это он с горькой твердостью и правом поставил памятник русской деревне, утонувшей на наших глазах невозвратно, как Атлантида или Китеж. 

И мы-то еще, может, и не поняли, что невозвратно, и еще обманывали себя заплатками, а он уже знал и строил ковчег, чтобы если не «всякой твари по паре» (не оставалось уже никаких пар), то хоть последние народные духовные ценности уберечь. И последний раз напомнить, как мы были близки к тому, чтобы мир услышал тайну и силу русской правды, о которой он догадывался по книгам Толстого и Достоевского, Шмелева и Бунина, Распутина и Астафьева. Диалога с которой искал, но которую руками своих политиков с нашими подпевалами сам и топил, не понимая, что топит и свой дух, и свое спасение. 

Оглядываясь сейчас напоследок на его творчество, на его святых героинь, я вижу, что, стоя в сердце жизни, он простился не с веком даже, а с тысячелетием, до ниточки высмотрев то святое, высшее, крепительное, чем жила родная Россия, которая никогда не была для него отвлеченностью. В разное время она была для него Анной, Дарьей, Настеной, Тамарой Ивановной – всегда именем, жизнью, долей и правдой. Всегда любовью и верой. Теперь история пойдет другой, может быть, более умной, цивилизованной дорогой (нас не зря не просто звали, а тащили на нее силой, лестью, подкупом), и она, коли привьется к своей мысли, культуре, вере и слову, останется русской дорогой. Но это будет другая история и другая Россия. И другая литература. А та, великая, земная, которая еще помнила значение слова «народ» и сама была народом, верой, совестью, ушла с Валентином Григорьевичем. И нам только предстоит осознать это.


Прямая речь Валентин Распутин, из интервью «СВ» (2006 г.): 

Почему Запад против объединения России и Беларуси? Да потому что Западу на постсоветском пространстве нужны вассалы, которые бы разрозненными частицами, подобными сегодняшней Грузии и прибалтам, притягивались к нему, как к магниту. И Западу совсем ни к чему соединение их в одну величину. Для него это провал, казалось бы, уже свершившейся политики, приговорившей сначала СССР, а потом и Россию к расчленению. 

*** 
С белорусами мы не просто братья, а братья-близнецы, родившиеся под одними звездами и имеющие действительно много общего – во внешности, характере и душевном звучании. Только белорус, мне кажется, мягче, доброжелательней, певучей, он сохранил свои природные заклады и свою душу в тяжелой исторической судьбе без заметных потерь. Как это ему удалось посреди Европы – трудно сказать. Притом никогда себя не жалел, не прятался за спины других, не ловчил. В Отечественную каждый четвертый, как известно, погиб, вся Беларусь в оккупации превратилась в партизанский край. И то, что Беларусь и сегодня не пошла под либеральную и рыночную оккупацию, которая, если судить по жертвам в России, не многим лучше фашистской, говорит и о трезвости ума, и о неповрежденности инстинкта. Нам есть чему учиться у белорусов. 

*** 
Правило Толстого – если люди плохие, собравшись вместе, составляют большую силу, то почему бы людям хорошим не сделать то же самое – годится для жизни деятельной, там злу можно противопоставлять добро. Но у нас как не большая часть населения вообще исключена из всякой деятельности: семейные узы держат плохо, детей рожают мало, старики нередко остаются в одиночестве, рабочие места отдаются чужакам. В народе не стало внутреннего сцепления, родство ослабло, жизнь превращается в тяжкое физическое и нравственное влачение по камням и терниям в соседстве с наглым и бесстыдным телеящиком. И какое же может быть воодушевление в народе, если все вокруг, в жизни внешней и внутренней, исчужается, опошляется, продается и покупается?.. 

*** 
Мне спектакль «Живи и помни» понравился, он поставлен в традициях старого МХАТа, но с современной экспрессией. Актеры играют не себя, как это повелось теперь почти везде и всюду, а героев в их сценическом назначении. И Настёну в исполнении Дарьи Мороз я принял безоговорочно: да, это моя Настёна, со всем тем, что я вложил в ее душу и сердце, в жертвенную ее судьбу. И зритель принял ее не просто сочувственно, но как-то родственно, как сестру, протягивающую нам свою милосердную душу для нашего спасения. Знаете, зритель пока еще не потерял себя, не все заросло в нем травой забвения, духовная генетика жива. 

*** 

«Жертвенный реализм» – это призыв к действию, сопротивлению, отстаиванию своей позиции. Наша позиция – Россия, за нее идет жестокая, хоть и не всегда на поверхности заметная борьба. Предки наши эту позицию удержали, чего бы им это ни стоило – к этой же судьбе должны быть готовы и мы. Без России нам спасения нет. Без России в ее полноте, заветах, песнях и слове, в молитвах и братстве, в нравственных и духовных закромах, в теплой улыбке ее вечно скорбного материнского лица нам и дыхания не будет. 

*** 
Насколько я могу судить, учитель наш держится. …Школу держит вопреки министерским указаниям и духу времени. Особенно учитель старшего и среднего поколений и по таким душеобразующим предметам, как отечественная литература, история и русский язык. Спасибо ему за этот подвиг стояния. Такое случалось и в годы немецкой оккупации на занятых врагом территориях, а уж нынче-то как-нибудь…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко направился с официальным визитом в Пакистан
  2. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку
  3. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  4. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  5. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  6. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  7. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  8. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  9. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  10. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  11. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  12. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  13. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  14. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  15. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Кто сомневается - напрасно, ответ всегда будет

Чтобы снизить пыл погорячившегося Байдена и его своры, им сказали о последствиях. И показали в действии новое супероружие - «Орешник».

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также