САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ирина ЛИНДТ: Мы не делились на чужих и своих

Чем так дорог запах казахской клубники, какие воспоминания хранят стены легендарного Театра на Таганке и ради чего стоит жить и бороться в наше сложное время – обо всем этом в интервью «СВ» рассказывает актриса Ирина Линдт

– Ирина, в вас течет русская и немецкая кровь, а родились вы в Казахстане. Носителем какой культуры себя ощущаете? 

– Я воспитана на русской литературе и кино, в моей семье говорили и говорят на русском языке. Училась на русском, играю на русском. И считаю себя в первую очередь русской. В Казахстане давно не была, с тех пор, как не стало бабушки и дедушки. Но меня тянет туда. Чем старше становимся, тем сентиментальнее. Алма-Аты – город моего детства, я прожила в нем первые 15 лет жизни. Поехать бы туда, но боюсь многого не узнать: облик города меняется. Я бы взяла напрокат машину, прокатилась по родным местам. И, наверное, обливалась бы слезами... Человек подзаряжается от родных мест жизненной энергией. 

Помню, как приехала домой летом, отучившись год в Москве. Вернулась уставшая, потому что в столице совсем иной ритм жизни. И приехав на дачу, плюхнулась в грядку с клубникой! В детстве мы любили валяться и загорать в этой гуще наливных красных ягод. И почувствовала: вот он, мой исток. В казахской школе со мной учились русские, немцы, казахи, татары, корейцы. Мы никогда не делились на «своих» и «чужих». Понимали, что все мы разные, с разными традициями, культурой, привычками. Да у нас даже мысли не было, что людей вообще можно разделить! Зачем было это ломать? И стали ли мы счастливее, получив такую свободу? Вот в чем вопрос. 

– А родина предков тоже зовет? 

– Бывая в Германии, ловила себя на мысли: мне здесь хорошо. Мой отец – послевоенный ребенок, из семьи поволжских немцев. В свое время их переселили из Поволжья в Казахстан. То поколение детей росло во дворах: родители с утра до ночи зарабатывали на хлеб. Игры были жестокие, у многих мальчишек даже были ножи. Так вот немецких ребят нередко дразнили «фашистами». Папа очень переживал. И когда женился на маме, хотел взять ее фамилию. Он говорил: «Не хочу, чтобы моих детей обзывали». Но друзья и близкие убедили его в том, что те времена прошли и бояться нечего. Бабушка со стороны отца всегда читала нам с сестрой детские стихи на немецком, разучивала немецкие песенки. До пяти лет мы даже общались с ней на немецком. Позже я пыталась учить немецкий – в школе в Германии (где служил папа), потом на курсах. Конечно, нужна практика... 

– Вы 20 лет работаете в легендарном Театре на Таганке. Каким вы видите его изнутри? 

– Мне довелось поработать во многих театрах, в том числе и за рубежом, могу сравнивать. Таганка – это комок человеческой энергии, с огромным потенциалом, но никак не может взорваться в творческом плане. По крайней мере, не мог раньше – когда этот комок держал в своей сильной руке Юрий Любимов. Он был настоящий хозяин. С Юрием Петровичем у меня связано много добрых воспоминаний, мне удавалось найти с ним общий язык. Театр на Таганке всегда славился артистами. Эти имена знает весь мир. И мне было обидно, когда в последние годы журналисты наговаривали на актеров – согласитесь, ну кто такие артисты, чтобы выгнать своего режиссера? Чтобы поверить в это, нужно не понимать театральной иерархии – Юрий Петрович был для нас камертоном, мерилом всего. 

– Вы сыграли главную роль в одной из последних премьер театра – в «Гедде Габлер» по пьесе Ибсена. Говорят, сыграть Гедду для актрисы – все равно что сыграть Гамлета для актера. 

– Я воспринимала Гедду, как гимнаст рекордную планку. Прыгнуть выше – значит побить мировой рекорд. А если опозоришься – останется пятно на всю жизнь. Когда режиссер Гульнара Галавинская предложила мне эту роль, решилась не сразу. Но потом подумала: «Не сыграю сейчас – не сыграю уже никогда». И решилась. Никогда мне не приходилось репетировать в таких сложных условиях. Тяжело болели папа и Валерий Сергеевич Золотухин. А за полтора месяца до премьеры я сломала ногу. Репетировала на костылях. Ребята возили меня на компьютерном стульчике по мизансценам, поднимали на руках на лестницу. 

– Сейчас здание театра закрыто на ремонт, актерам приходится играть в чужих стенах – что происходит?

– Я воспринимаю это как катастрофу. В страшном сне не приснилось бы, что театр-легенда будет играть всего шесть спектаклей в месяц в ДК на окраине столицы. Раньше иностранцы ехали в Москву, чтобы увидеть Кремль, а потом Театр на Таганке. Этот памятник культурной и общественной жизни страны. Здесь буквально прожили свои жизни выдающиеся артисты – Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин, художник Давид Боровский, не говоря о самом Любимове. Стены с автографами в кабинете Юрия Любимова помнят прикосновения рук великих мира сего. Этот театр нужно беречь как культурное наследие. Может быть, сегодня и стоит закрыть половину театров, но не Таганку! Хочется верить, что вскоре мы вернемся в обновленный, но наш, родной театр. Хочется, чтобы началась новая жизнь – пусть по новым законам, с новым худруком. 

– Как поддерживаете жизненные силы? 

– Главный вдохновитель – мой сын. Все, что делаю, – для него. Сын внимательно следит за моим творчеством. Ваня – чуткий и добрый, болезненно реагирует на несправедливость и жестокость. Переживает, когда моих героинь обижают. В свои 10 лет он – маленький мужичок. Вечно у него кулачки чешутся показать силу, но я его учу: умный человек должен решать проблему в первую очередь словом. Уверена, главное в нашей жизни – это семья. Жить для себя неинтересно.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  2. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  3. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду
  4. Участковым больницам разрешат продавать лекарства в населенных пунктах, где нет аптек
  5. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  6. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»
  7. Госдума РФ приняла закон о единовременной выплате до 10 тысяч рублей из маткапитала
  8. Госдума приняла поправки о наказании за использование гаджетов в зоне СВО
  9. Песков: Слова Кулебы о переговорах идут в унисон с позицией РФ, но важны детали
  10. Лукашенко и Мирзиёев в телефонном разговоре обсудили реализацию совместных договоренностей
  11. В Бундестаге заявили о проблемах с выплатами пенсий из-за антироссийских санкций
  12. Путин: Своей деятельностью на президентском посту Вы снискали большое уважение среди соотечественников
  13. Захарова связала заявления Зеленского об окончании конфликта с ситуацией в США
  14. Пахомов: Установили единообразный подход к определению размера финансовой ответственности застройщика
  15. Александр Лукашенко поздравил Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Днем рождения

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также