В литературу идут не за деньгами
Сергей Трахимёнок, член двух писательских союзов – Беларуси и России, юбилеи свои по традиции отмечает в столицах Союзного государства, вот и 65-летие отметил в Минске и Москве
Доктор юридических наук, профессор. Признанный мастер остросюжетной прозы. Автор 30 книг, вышедших в издательствах Минска, Москвы и Санкт-Петербурга, 14 кино– и видеофильмов сняты по его сценариям.
– Над чем вы работали в последние годы?
– За последние пять лет вышло 10 моих книг – три в Москве и семь в Минске. Среди них и достаточно сложные романы – «Записки «черного» полковника», «Чаша Петри, или Русская цивилизация: генезис и проблемы выживания» – название говорит само за себя. Повесть «Геном Ньютона», которая печаталась в журнальном варианте в «Нёмане» и вышла в прошлом году отдельной книгой в Минске. И, конечно, «Тунгусский болид». Роман этот не столько о тунгусском метеорите, сколько о версиях того, что это было. В нем много перипетий, которые связаны с гипотезами о происхождении человека, с разработками новых источников энергии, с опытами гениальных ученых-одиночек. Все это поверхность сложившейся ситуации всепланетного кризиса, но не экономического, а мировоззренческого.
– Что, на ваш взгляд, общего в литературной жизни России и Беларуси?
– Могу сказать, что в литературной жизни России и Беларуси сегодня одни и те же проблемы: малые тиражи, копеечные гонорары. Однако нет худа без добра, в литературу приходят и остаются в ней те, у кого иные мотивы для творчества, чем зарабатывание денег. Возможно, именно это и поможет обществу найти выход из тупиковых ситуаций, когда рычаги монетаризма перестанут давать эффект.
– В этом году отмечается 70-летие Великой Отечественной войны. У вас был период, когда, будучи совсем молодым человеком, вы много писали о ней – почему?
– Да, в конце 80-х я неожиданно для себя начал писать рассказы о людях поколения, к которому принадлежал мой отец и которые на своих плечах вынесли основную тяжесть самой кровавой войны XX века. И только потом я понял, что делал это неосознанно, пытаясь защитить их от той массированной пропагандистской лжи, которая вдруг появилась в периодике и электронных СМИ. Новая элита рвалась к власти, дискредитируя все, что было достигнуто трудом и кровью предыдущих поколений. И некому было заступиться за них, поскольку сами они в то время уже не могли сделать это в силу сложившейся общественной ситуации и своего возраста. Так появились рассказы и повести, которые вошли позже в книгу «Эхо забытой войны».
– На своем творческом вечере в Доме Булгакова вы исполняли под гитару песни, родившиеся во времена знакомства с новосибирским бардом Николаем Шипиловым – что вы сегодня думаете о личности этого необыкновенного человека? Жив ли ваш спектакль, посвященный ему?
– Мы познакомились с Колей в 1978 году в Новосибирске, и даже во сне нам не могло присниться, что, помотав по Союзу, судьба занесет нас в Беларусь. Спектакль жив, но ставится он нерегулярно, наверное, потому, что фигура Николая Шипилова, которого, к несчастью, уже нет среди нас, и его творчество не вмещаются в габариты Беларуси.
– О чем пишете сейчас? Что вас вдохновляет? И есть ли в запасниках темы для новых «святочных» детективов?
– Есть идеи больших книг, в том числе есть и темы для «святочных» детективов. Что меня вдохновляет? Не знаю, мне кажется, если я возьмусь за анализ того, что меня вдохновляет, я это вдохновение потеряю. Несколько лет назад я был в Одессе в командировке, встречался с местными писателями, и они вытянули из меня обещание написать книгу, в названии которой было бы слово «Одесса». И я начал было писать, но, к сожалению, события 2 мая прошлого года, как по рукам меня ударили…
– Часто ли бываете на своей родине – в Новосибирске? И по-прежнему ли называете «городами своей жизни» – Новосибирск, Москву и Минск?
– Да, здесь ничего не изменилось и, наверное, уже никогда не изменится. Последний раз я был в Новосибирске в сентябре 2013 года, когда принял участие в кинофестивале «Встречи в Сибири», где на закрытии демонстрировался фильм «Уроки физиогномики» о новосибирском писателе Николае Самохине, снятый по моему сценарию.
– Жив ли в Сибири фруктовый сад, который заложил когда-то в вашу честь дед?
– К сожалению, нет. Улица, на которой был дом деда и, соответственно, сад, была затоплена. И все, что там росло, пропало. Почему так произошло? Специалисты полагают, что строительство высоких дорог в городах Кулунды блокировало естественные стоки вод. Выигрывая в одном, человек теряет другое.